На Солнце нашли разогревающие корону суперторнадо

Суперторнадо на поверхности Солнца. Фото NASA/Solar Dynamics Observatory

Ученые обнаружили в атмосфере Солнца гигантские вихри, которые могут служить переносчиками энергии и разогревать солнечную корону. Наблюдения астрономов изложены в статье, опубликованной в журнале Nature, там же приводится ее краткое содержание.

Наблюдения проводились двумя разными телескопами. С помощью орбитального телескопа, установленного на борту принадлежащей NASA Обсерватории солнечной динамики, ученые наблюдали за движением элементов в атмосфере светила. Изображения поверхности звезды в высоком разрешении получали с помощью установленного на Канарах Шведского солнечного телескопа.

Анализ изображений позволил обнаружить в атмосфере Солнца вихри газа, температура в которых менялась от нескольких тысяч до миллиона градусов. Диаметр вихрей достигал полутора тысяч километров, а простирались они от поверхности до самой короны звезды. Они существовали не дольше десяти-пятнадцати минут, однако одновременно в атмосфере Солнца находилось около 11 тысяч таких суперторнадо.

На проведенных авторами компьютерных симуляциях силовые линии магнитного поля в солнечных торнадо напоминают потоки воздуха в земных вихрях. Именно магнитное поле вихрей отвечает, по словам ученых, за передачу энергии от поверхности звезды к ее короне.

Проблема переноса энергии в атмосфере Солнца интересует физиков с 1869 года, когда Уильям Харкнес и Чарльз Янг обнаружили в его излучении полосу, которая не соответствовала ни одному известному элементу. Оказалось, что она возникает из-за наличия в атмосфере звезды иона железа Fe 13+. Такая высокая степень ионизации железа соответствовала температуре в 2 миллиона градусов, что в 300 раз больше, чем температура на поверхности Солнца. До сих пор подробной и общепризнанной теории, которая бы объясняла такой перепад температуры между поверхностью и короной звезды не существовало.

Пижон Джон