Российский телескоп обнаружил аномальную температуру у квазара 3C273

Художественное изображение космического радиотелескопа «Спектр-Р»

Обсерватория «Радиоастрон» показала, что квазар 3C273 имеет эффективную температуру от 10 до 40 триллионов градусов Цельсия. Это примерно в десять раз выше значений, которые допускает теория. Исследование российских ученых опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters, кратко о нем сообщается в пресс-релизе ФИАНа, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

«Это противоречит нашим представлениям о природе излучения квазаров. Нам пока не удалось найти удовлетворительное объяснение обнаруженного 10-кратного "превышения температуры". Полагаю, за этим поразительным результатом скрывается новая глава в изучении дальней Вселенной», — говорит руководитель проекта «Радиоастрон» и Астрокосмического центра ФИАН Николай Кардашев.

Эффективная температура плазмы, из которой состоят джеты квазаров, не может превышать 500 миллиардов градусов. Потолок температуры связан с обратной комптоновской катастрофой: если энергия электронов превышает этот предел, они начинают лавинообразно передавать энергию фотонам и охлаждаться. Квазар 3C273 нарушает это ограничение, а учет релятивистских эффектов недостаточен для объяснения этого феномена.

В 1963 году в созвездии Девы был обнаружен квазар 3C273, измерено его красное смещение. Тогда стало понятно, что эти «квази-звезды» — ядра далеких активных галактик, находящиеся на расстоянии в миллиарды световых лет. Это компактные объекты, яркость которых может превышать яркость целой галактики. Сверхмассивные черные дыры в центрах квазаров притягивают материю, она нагревается до сверхвысоких температур и часть ее выбрасывает.

Проект «Радиоастрон» разработан в кооперации с российскими и международными организациями в Астрокосмическом центре Физического института имени Петра Лебедева РАН и НПО имени Семена Лавочкина. Идея проекта состоит в создании наземно-космического радиоинтерферометра со сверхдлинной базой в несколько сотен тысяч километров, чего невозможно достичь с использованием наземных радиотелескопов.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте