Эксперты обсудили составляющие деструктивного контента. Выступая в рамках XII форума безопасного интернета, начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев отметил, что интернет позволяет обмениваться информацией, представляющей образовательную и культурную ценности, создавать и распространять обучающий и научно-популярный творческий контент, но в то же время может носить и деструктивный контент, поэтому для борьбы с этим необходимо объединяться и вести систематическую работу.
«В рамках исполнения указа президента закрепляются цели и задачи по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Законодательные нормы позволяют противодействовать распространению деструктивного контента в сети Интернет. Мы с коллегами проводим систематическую работу с основными информационными площадками, влияющими на российский сегмент в сети интернет», — подчеркнул Евгений Зайцев.
Как отметил эксперт Лиги безопасного Интернета Никита Павлухин, сегодня цифровое пространство стало естественной средой обитания подрастающего поколения. По его словам, среди учеников старших классов 62,7 процента предпочитают общаться со своими знакомыми, друзьями, близкими онлайн — в мессенджерах, социальных сетях или посредством видеоигр. При этом, по данным представителя Лиги безопасного Интернета, 88 процентов родителей отмечают, что число детей, у которых за последние пять лет произошли проблемы из-за какой-либо активности онлайн, — возросло. А порядка 44 процента учителей отмечают, что у детей за последние годы сильно вырос интерес к деструктивному контенту.
Резонным остается само отношение, а главное — понимание деструктивного контента.
«Когда мы опрашивали детей, из старшеклассников всего лишь около 23 процента отметили, что они вообще сталкивались с опасным контентом, ну с чем-то, что они могли бы назвать опасным контентом, но, когда мы разговариваем с ними лично все поголовно отвечают "да, видели, мы с этим сталкивались"», — сказал эксперт.
Эксперт Лиги безопасного Интернета подчеркнул тревожность таких тенденций.
«Дети не определяют, что такое опасный контент. Почему так? Потому что для них он уже стал частью нормы», — отмечает эксперт.
При этом особое беспокойство вызывают рекомендательные алгоритмы онлайн-платформ, в особенности западных, уверены специалисты. После начала спецоперации и полномасштабного развертывания информационной войны против России ситуация на этих ресурсах стала в разы сложнее.
«Если мы говорим об алгоритмах, я думаю, все в курсе про истории, которые происходили с YouTube, с его алгоритмами, которые подсовывали рекламу антивоенных движений, фондов в поддержку ВСУ и так далее. То же самое происходило и с рекламой, с баннерной рекламой, на поисковом движке Google еще год назад, прошлой весной. Причем не происходило в Москве, но происходило в регионах», — рассказал Никита Павлухин.
Тем не менее наличие такого вида угроз вовсе не обозначает то, что нужно отказаться от потребления контента в сети. Ключевой вопрос, каким именно будет этот контент, считает председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
«Быть блогером — это сложная задача. Сложно создавать контент, который будет "держать" аудиторию, работать с ним, быть интересным. Нам кажется, необходимо поощрять тех детей, которые создают правильный, хороший, позитивный контент», — сказала она.
Как подчеркнула Елизавета Белякова, организация старается всячески поддерживать позитивные начинания. Так, в этом году была запущена первая премия Альянса, куда было подано более тысячи заявок из разных регионов России. Также Альянс создал хартию «Цифровая этика детства», к которой уже присоединились более 12 тысяч организаций.
«Мы надеемся, что этот пул будет расширяться. Там прописаны те нормы и правила, на которых контент должен строиться», — резюмировала она.
Говоря о современном онлайн-пространстве, нельзя обойти стороной тему защиты, обработки и хранения персданных россиян, уверены эксперты. Как отметил заместитель генерального директора «ИРИ» по правовым вопросам, заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики АЮР Борис Едидин.