Комплексная экспертиза, проведенная в рамках расследования авиакатастрофы самолета авиакомпании AZAL, не выявила следов взрывчатых веществ на борту. Об этом говорится в промежуточном отчете Министерства транспорта Казахстана, посвященном расследованию крушения лайнера Embraer 190 с россиянами на борту.
Узнайте больше в полной версии ➞В документе подчеркивается, что специалисты изучили обломки воздушного судна, однако установить точную принадлежность боеприпаса, поразившего самолет, не удалось. При этом эксперты допускают, что повреждения могли быть вызваны поражающими элементами боевой части.
В Москве заявили, что первопричиной авиакатастрофы стала атака беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
«Первопричина катастрофы — это террористические атаки киевского режима беспилотными летательными аппаратами на российские объекты гражданской инфраструктуры», — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова во время брифинга.
По ее словам, российская сторона находится в постоянном контакте с Министерством транспорта Казахстана и отвечает на все поступающие запросы в рамках расследования. Она также подчеркнула, что Москва намерена выполнить в полном объеме договоренности, достигнутые президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым на встрече в Душанбе 9 октября.
Комиссия по расследованию авиакатастрофы уже завершила работу с бортовыми самописцами разбившегося самолета. Как следует из отчета, специалисты извлекли и расшифровали данные регистратора полетных параметров (FDR) и речевого самописца (CVR).
Кроме того, были собраны сведения об экипаже, диспетчерах, обслуживавших рейс, изучены бортовой журнал и документация по техническому состоянию лайнера. В отчете подчеркивается, что работа по установлению всех обстоятельств трагедии продолжается.
Катастрофа произошла ровно год назад — 25 декабря 2024 года. Лайнер Embraer 190 авиакомпании «Азербайджанские авиалинии» выполнял рейс Баку — Грозный. Вылет состоялся в 6:55 по московскому времени, посадка в аэропорту назначения планировалась в 8:10.
Однако из-за неблагоприятных погодных условий самолет не смог приземлиться в Грозном и был перенаправлен сначала в Махачкалу, а затем экипаж принял решение следовать в Актау. Перед этим пилоты передали аварийный сигнал, указав на столкновение с птицей и проблемы с управлением.
Перед падением самолет длительное время кружил над аэропортом Актау. В 09:28 воздушное судно потерпело крушение в нескольких километрах от города. На борту находились 67 человек. Среди них были граждане России, Азербайджана, Казахстана и Киргизии. В результате катастрофы не выжили 38 человек, включая семерых россиян.
Через два дня после трагедии авиакомпания AZAL заявила, что крушение произошло в результате внешнего физического и технического воздействия. Аналогичную позицию озвучил министр транспорта Азербайджана Рашад Набиев.
В США координатор по стратегическим коммуникациям Белого дома Джон Кирби допустил версию о поражении самолета средствами ПВО. В Кремле в ответ на это призвали дождаться итогов расследования.
4 февраля Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчет, где указывалось, что экипаж сообщил об отказе навигационных систем, решение лететь в Актау было принято самостоятельно, а в поврежденных элементах самолета обнаружено большое количество посторонних объектов.
На фоне расследования отношения между странами осложнились. Дополнительное напряжение вызвали задержания представителей азербайджанской ОПГ в Екатеринбурге, а в июле Алиев заявил о намерении подать иск против России. «Пусть те, кто сбил наш самолет, будут наказаны и выплатят компенсацию семьям», — заявил президент Азербайджана.
Уже осенью — 9 октября — в Душанбе состоялась личная встреча Путина и Алиева. Российский лидер предложил начать переговоры именно с обсуждения авиакатастрофы. Он сообщил, что трагедия была связана в том числе с присутствием украинского беспилотника в воздушном пространстве.
Он также выразил готовность к выплате компенсаций.
Уже в годовщину катастрофы посол Азербайджана в России Рахман Мустафаев заявил, что отношения между странами в 2025 году развивались успешно. «Фундаментальным вопросом двусторонних отношений сегодня является скорейшее и справедливое урегулирование всех вопросов, связанных с прошлогодней декабрьской трагедией», — подчеркнул он. По его словам, в Баку рассчитывают на завершение расследования, выплату компенсаций и привлечение виновных к ответственности.