Спецпредставитель президента США Дональда Трампа по Ближнему Востоку Стив Уиткофф тайно встретился с наследным принцем Ирана в изгнании и лидером шахской династии Резой Пехлеви. Об этом сообщает Axios со ссылкой на американских чиновников.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщается, встреча Уиткоффа с наследным принцем Ирана в изгнании стала первым контактом высокого уровня администрации Трампа с иранской оппозицией после начала протестов. По словам одного из собеседников издания, госсекретарь США Марко Рубио в ходе закрытой встречи в начале недели заявил о необходимости поиска способов непрямой поддержки протестующих в стране.
Дональд Трамп призвал недовольных властью иранцев захватывать государственные учреждения и добавил, что помощь иранским протестующим «уже в пути». Он подчеркнул, что пока отменил все встречи с иранскими официальными лицами и отказался говорить с представителями Тегерана.
Проживающий в США Реза Пехлеви после начала протестов неоднократно пытался позиционировать себя как лидера митингующих, призывая их к полномасштабным забастовкам и дальнейшему сопротивлению правоохранителям. Дональд Трамп публично поддержал Резу Пехлеви, но исключил возможность личной встречи с ним, назвав ее неуместной.
Мать наследного принца, вдова свергнутого в 1979 году шаха Мохаммеда Резы Пехлеви и бывшая императрица (шахбану) Ирана Фарах Пехлеви призвала иранскую армию присоединиться к протестующим. По ее словам, храбрость, патриотизм и самоотверженность протестующих в Иране заслужили уважение всего мира.
Как подчеркивают Axios и The Washington Post (WP), администрация Трампа допускает назначение Резы Пехлеви в качестве лидера Ирана переходного периода. Журналисты указывают, что наследный принц в изгнании может стать компромиссной фигурой для разрозненных групп оппозиции, в которую входят представители этнических меньшинств, движения прав за женщин и других недовольных групп.
При этом WP отмечает, что наследный принц Ирана самовольно провозгласил себя единоличным лидером протестов, указав на популярность лозунгов в поддержку реставрации монархии среди протестующих. Авторы отмечают, что действия Пехлеви могут сказаться на возможности объединения разроненной иранской оппозиции.
Генеральный секретарь партии «Комала» Иранского Курдистана и ключевой член коалиции протестующих 2023 года Абдулла Мохтади сообщил изданию, что Пехлеви с начала протестов не обратился за поддержкой к представителям курдов. Политик подчеркнул, что предложенные на настоящий момент планы наследного принца не учитывают этническое и социальное разнообразие Ирана.
По оценкам Института изучения войны, активность протестующих в Иране в последние дни значительно сократилась: в течение 13 января на территории страны было зафиксировано семь митингов. По мнению аналитиков, на митингующих повлияли действия силовиков при подавлении беспорядков.
Проживающий в Великобритании иранский оппозиционный журналист Пурия Зераати заявил о подавлении 80 процентов расположенных на территории республики терминалов спутникового интернета Starlink, игравших важную роль в организации протестов. По словам журналиста, власти страны смогли подавить почти 40 тысяч терминалов якобы благодаря помощи Китая технологиями и средствами радиоэлектронной борьбы.
Силы правопорядка (полиция) Исламской Республики Иран заявили о задержании 297 участников беспорядков. Правоохранители обвинили задержанных в разрушении религиозных, государственных и общественных учреждений, а также террористических нападениях на сотрудников органов безопасности.
Как заявили источники Axios, в настоящий момент Белый дом далек от решения о начале военной операции против Ирана и только приступил к проработке возможных вариантов действий. При этом один из чиновников указал на непредсказуемость Трампа и его готовность к методам силового воздействия против Тегерана.
По данным Reuters, армия США начала частичную эвакуацию гарнизона авиабазы Аль-Удейд в Катаре— крупнейшей американской военной базы на Ближнем Востоке, на которой размещено около 10 тысяч военнослужащих. В преддверии авиаударов США по Ирану в июне 2025 года часть персонала была также переведена с американских баз в регионе.
Политолог-американист Малек Дудаков допустил в беседе с «Лентой.ру» нападение США на Иран, однако подчеркнул, что многое в принятии решения будет зависеть от обстановки внутри исламской республики. Эксперт также указал на объективные сложности из-за перераспределения большого объема военных ресурсов США с Ближнего Востока на другие направления.