В глубине джунглей Амазонии живут индейцы из народа тембе. Они охотятся с луками и стрелами, ловят пираний и носят головные уборы из птичьих перьев, но в их хижинах стоят современные телевизоры, а смартфоны есть даже у детей. Благоденствию мешают лесные пожары, которые устраивают бразильские фермеры, и «черные лесорубы», подступающие все ближе к индейским землям. Фотограф Associated Press Родриго Абд побывал на сходе племени тембе в деревне Текохау и узнал, как здесь живут. «Лента.ру» публикует его лучшие снимки.
Фото: Rodrigo Abd / AP
В начале сентября пожилые вожди в боевой раскраске, женщины с маленькими детьми и мужчины с луками и стрелами собрались на сход в деревне Текохау, чтобы обсудить защиту родных мест. Народ тембе живет на охраняемой территории, где запрещена вырубка леса и другая хозяйственная деятельность, однако на практике уничтожение джунглей продолжается. Президент Бразилии Жаир Болсонару урезал штрафы за незаконную вырубку леса и не скрывает, что поддерживает наступление на земли индейцев.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Земли тембе занимают около 2,8 тысячи квадратных километров в бразильском штате Пара. В самых больших индейских селах, у рек Гуама и Гурупи, живут сотни людей, но есть и небольшие деревни с десятками жителей. Добраться туда непросто — придется долго плыть по реке на лодке или ехать по проселочным дорогам, проложенным в джунглях.
Фото: Rodrigo Abd / AP
В юности тембе проходят традиционный обряд посвящения, который может продолжаться несколько дней. Взрослые охотятся на обезьян и птиц, а потом готовят их, молодежь, собравшаяся в общей хижине, прыгает, поет и подражает птичьим голосам.
Фото: Rodrigo Abd / AP
По древнему обычаю перед обрядом посвящения жители Амазонии наносят на тело символические рисунки — солнце и звезды, бабочки и следы ягуаров, или просто геометрические фигуры. Так же поступают и перед другими важными событиями, например, свадьбой. Для украшения тела используют черный краситель, который делают из растущего в местных джунглях дерева. «Узоры на коже — символ нашей связи с природой», — объясняет одна из женщин тембе.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Приверженность традициям не означает отказа от современных удобств. У старшего вождя деревни Текохау есть мотоцикл, молодежь смотрит YouTube на мобильных телефонах, а взрослые — сериалы по телевизору. Языковой барьер — не проблема. Помимо родного языка тенетахара, дети в селах тембе учат португальский, на котором говорит вся Бразилия.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Иногда для техники находится необычное применение: из колеса от сломанного велосипеда вышел импровизированный гриль, на котором готовят традиционные кушанья.
Фото: Rodrigo Abd / AP
У тембе непростые отношения с бразильскими властями, закрывающими глаза на незаконную вырубку леса и поджоги. «Мы знаем, что Болсонару не любит индейцев, — говорит вождь Сержиу Муши. — У него антииндейские взгляды. Наша культура отличается от его, но и она заслуживает уважения».
Фото: Rodrigo Abd / AP
Лоривал основал и долгое время возглавлял деревню Текохау. Он старейший вождь на сходе, где обсуждают борьбу с вырубкой леса и другие проблемы тембе. «Конец Амазонии близок, — мрачно замечает он. — Именно поэтому мы собрались здесь — для того, чтобы он не наступил».
Фото: Rodrigo Abd / AP
Местный фотограф Оререро Тембе — один из тех, кто борется с «черными лесорубами», землевладельцами и скотоводами, которые жгут лес, чтобы освободить место под свои пастбища. Он документирует их деятельность и распространяет фотографии и видео незаконной вырубки джунглей в социальных сетях.
Фото: Rodrigo Abd / AP
Это дерево погибло во время лесных пожаров, вспыхнувших по вине бразильских фермеров. Теперь на нем играет с самодельным луком и стрелами семилетняя внучка вождя Эмидио Тембе, который возглавляет небольшое село Ка’а-кир. «В этих местах был девственный лес, это были древние джунгли, — рассказывает он. — Но пришел огонь и опустошил землю».
Фото: Rodrigo Abd / AP
В августе 2019 года в штате Пара вспыхнули самые сильные за последние шесть лет наблюдений лесные пожары. Местная пресса писала, что поджоги координировали местные фермеры и предприниматели. «Это избиратели Болсонару, — цитировала газета The Guardian чиновника из природоохранного ведомства, работавшего в районе пожаров. — Защита Амазонии беспокоит их в последнюю очередь».
Фото: Rodrigo Abd / AP
Подростки из сел тембе помогают родителям работать в огороде, охотиться и ловить рыбу. По старой традиции взрослые сажают с ними деревья, чтобы показать важность сохранения леса. «Я говорю своим детям: я посадила их для вас, теперь вы должны посадить для своих детей», — рассказывает Сидалия Тембе. На ее огороде, помимо овощей и фруктов, растут целебные травы. «Это наши народные средства, — объясняет она. — Мы не ходим в городские аптеки, а делаем лекарства сами».
Фото: Rodrigo Abd / AP
Воины тембе вооружены луками и стрелами и носят яркие головные уборы из перьев попугаев ара и других птиц. Когда-то луки помогали им защищать свои земли, но ими невозможно победить «черных лесорубов» или землевладельцев, которые устраивают пожары в джунглях.
Фото: Rodrigo Abd / AP
«Здесь настоящий рай, — говорит Мути Тембе. — Воздух не загрязняют автомобильные выхлопы, потому что у нас нет автомобилей. В городе к полудню начинается ужасная жара, а тут все спокойно и никакого шума. Только птицы поют».
Фото: Rodrigo Abd / AP
На сходе в селе Текохау несколько дней спорили о том, как справиться с незаконной вырубкой леса и лесными пожарами. Для выслеживания «черных лесорубов» попробуют использовать беспилотники и датчики с GPS. Технику обещает предоставить некоммерческая организация, которая заинтересована в добыче древесины без причинения непоправимого ущерба джунглям.
Фото: Rodrigo Abd / AP
«Нам приходится бороться за деревья, которые дают нам воздух для дыхания, — говорит Глейсон Тембе из села Ка’а-кир. — Амазония — мать мне, потому что она меня взрастила. Звери, о которых она заботится, дают нам силу. Мои дети едят только натуральную пищу, и вся она добывается в лесу. Так зачем его рубить?»