Что бы ни говорили скептики, январь 2005 года действительно имеет все шансы стать началом нового этапа палестино-израильских отношений - этапа, в далекой перспективе ведущего к заключению мира между двумя ближневосточными народами. По крайней мере, именно на это позволяют надеяться события последних двух дней.
Имеется в виду, во-первых, победа Махмуда Аббаса на выборах главы Палестинской автономии. В понедельник 10 января палестинский ЦИК огласил официальные результаты прошедшего в воскресенье голосования. Оказалось, что последовательный сторонник прекращения интифады и начала серьезных мирных переговоров с Израилем Абу Мазен (именно так называют Аббаса жители ПА) получил поддержку 62 процентов проголосовавших палестинцев, а его ближайший соперник Мустафа Баргути - всего 20 процентов. Более того, ХАМАС, бойкотировавший сами выборы, заявил, тем не менее, что будет сотрудничать с Махмудом Аббасом.
Так что политический мандат нового лидера ПА выглядит достаточно внушительно. Чтобы сохранить его, Аббас должен доказать своему народу, что действительно способен улучшить положение простых людей. И касается это не только борьбы с коррупцией или реформы палестинских силовых структур, но и получения серьезных уступок от Израиля. Чем больше еврейских поселенцев покинут Сектор Газа и Западный берег реки Иордан, чем больше палестинцев получат в наступившем году разрешения на работу в Израиле, чем больше израильских блокпостов прекратят свое существование, тем выше будет авторитет Абу Мазена.
Правда, если палестинцам покажется, что Израиль и США делают все, чтобы помочь Аббасу, то лидера ПА можно будет легко объявить иностранным агентом. Поэтому Абу Мазену придется всеми средствами подчеркивать свою независимость и непоколебимость в принципиальных вопросах. Таковыми были и остаются границы будущего палестинского государства (Аббас, как и Арафат, считает, что Палестина должна существовать как минимум в границах образца 1967 года) и его столица (от Иерусалима Абу Мазен отказываться также не собирается).
Однако до обсуждения этих вопросов дело дойдет не скоро. Пока что на повестке дня Аббаса - прекращение терактов, направленных против израильских мирных жителей, и формирование умеренного правительства ПА, готового к переговорам с Израилем. А судя по результатам голосования, жители ПА действительно поддерживают развитие мирного процесса.
Палестинцы хотят мира не в последнюю очередь потому, что устали от военных операций, проводимых Израилем в Секторе Газа и на Западном берегу. Теперь Махмуду Аббасу предстоит добиться от Шарона каких-то гарантий прекращения этих операций. Шарон же считает, что палестинцы должны "закрыть огонь" в одностороннем порядке. Правда, в понедельник израильский премьер-министр заявил, что "если на палестинской стороне все будет тихо, мы подумаем о том, чтобы отпустить заключенных, демонтировать больше поселений и вернуться к условиям, существовавшим до интифады".
Таким образом, политический успех Аббаса во многом зависит от действий Шарона. К счастью, израильский премьер-министр также заинтересован в сотрудничестве с палестинским лидером. Вечером в понедельник Кнессет одобрил созданную Шароном правительственную коалицию. СМИ уже называют ее "коалицией размежевания", так как главным вопросом, по которому удалось договориться новым членам правительства, является поддержка одностороннего отделения Израиля от ПА. Впервые с прошедшего лета Шарону удалось заручиться поддержкой парламентского большинства в отношении этого плана. Однако положение коалиции остается очень шатким - за нее проголосовали 58 членов Кнессета. Еще 56 депутатов проголосовали "против", а шестеро - воздержались.
Шарон столкнулся с проблемами в парламенте в первую очередь потому, что 13 членов его собственной партии "Ликуд" отказались голосовать за коалицию, так как не готовы поддержать план Шарона по одностороннему отделению Израиля от Палестинской автономии. План этот предполагает демонтаж еврейских поселений в Секторе Газа, что противоречит убеждениям многих членов правого "Ликуда". Если бы не коалиция с левой партией "Авода" и небольшой ультра-религиозной группой "Объединенный иудаизм Торы", Шарону пришлось бы вчера назначать новые парламентские выборы. Премьер-министра спасло также решение пяти членов партии "Яхад" - хотя вообще-то эта партия находится в оппозиции к правительству, вчера ее представители воздержались, чтобы не мешать реализации "плана размежевания".
Таким образом, Шарону удалось получить достаточную для выведения поселений поддержку парламента. Однако кроме отделения от ПА, перед правительством Израиля стоят и другие проблемы - в частности, до марта 2005 года ему предстоит утвердить бюджет. Вряд ли Шарону удастся успешно договориться с "Аводой" по этому вопросу. И если 13 "бунтовщиков" из "Ликуда", проголосовавших вчера вопреки воле премьер-министра, не выступят с ним единым фронтом, когда дело коснется бюджета, Шарону придется формировать еще одну коалицию. Израильские наблюдатели утверждают, что в нее войдет партия "Шас". Однако лидеры "Шас" готовы сотрудничать с Шароном, только если план отделения Израиля от ПА перестанет быть односторонним и получит поддержку также и палестинских лидеров.
В таком случае, для сохранения своего политического положения Шарон будет нуждаться в Аббасе не меньше, чем Аббас - в Шароне. И если в прошлом такая взаимозависимость ближневосточных лидеров принуждала их продолжать войну, то нынешний расклад сил, похоже, заставит их всеми силами стремиться к миру.
Елена Любарская