Новости партнеров

Манежу дважды не повезло

Новое здание на Манежной площади только на первый взгляд ничем не отличается от старого

Москвичи любят рассказывать друг другу анекдот про архитектурные инициативы Юрия Лужкова: столичный градоначальник приказывает разрушить некое здание и просит построить на его месте точно такое же. Теперь у анекдота может появиться продолжение - вместо здания, которое надлежало восстановить, по заданию мэра строят другое, "в два раза лучше". Речь идет о здании московского Манежа на Моховой, знаменитой и престижной выставочной площадке. Именно здесь проходили выставки известных отечественных художников, фестиваль "Мода и стиль в фотографии", ярмарка "Арт-Манеж".

"Манежу повезло, что он сгорел"

Манеж практически полностью сгорел в марте 2004 года, однако нас все еще пытаются убедить, что он не был утерян безвозвратно. 18 апреля, в День исторического и культурного наследия Москвы (он же Международный день памятников и исторических мест) москвичам и гостям столицы обещали явить чудо - птицу Феникс, возродившееся из пепла здание. Однако чудо, сотворенное силами мэра Лужкова и заезжих гастарбайтеров, рискует оказаться всего лишь не слишком удачным фокусом, иначе говоря - "ловкостью рук", обманом.

Издалека мираж еще можно принять за реальность - снаружи Манеж выглядит примерно так же, как и до пожара - желтые стены, белые колонны. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что один из портиков сдвинут на пять метров, в оконных проемах красуются стеклопакеты, конюшенные ворота заменены цивилизованными дверями. Будто бы подтверждая, что перед нами совсем другое здание, над входом еще на днях вместо надписи "Манеж" гордо висела одинокая буква "Ъ". Однако главный архитектор столицы Александр Кузьмин поторопился объяснить, что это "пример шрифта, которым будет сделана надпись ко дню открытия", а не реклама издательского дома "Коммерсантъ", как можно было подумать.

Еще больше сюрпризов ждет посетителей внутри. Громадное выставочное пространство по своим размерам по-прежнему пригодно для проведения парадов и выездки лошадей, что вполне соответствует первоначальному назначению здания времен Александра Первого. В то же время здание приобрело ощутимые приметы совсем другой, лужковской, эпохи - эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения, современные светильники, датчики нагрузки и температур (чтобы можно было вести "мониторинг устойчивости и остаточного ресурса здания с применением мобильного диагностического комплекса "Стрела"). Помимо выставочного зала, в Манеже теперь размещены, как изящно выразился мэр, "приятные моменты": кафе, ресторан и - для разговоров после сытного обеда - конференц-зал.

Но это далеко не все - построен, вернее, вырыт еще один этаж, где разместятся второй выставочный зал, вестибюль с гардеробом, туалеты и разные подсобные помещения. В результате площадь здания увеличилась с 9,5 до 21 тысячи квадратных метров, но нас по-прежнему стараются убедить, что помещение, больше чем в два раза превосходящее по площади прежнее, - тот же самый Манеж. Невольно вспоминается рассказ Сигизмунда Кржижановского про мазь для "ращения квартир", при помощи которой можно увеличить до бесконечности любое помещение, причем снаружи особых изменений никто не заметит.

Кстати, сам Юрий Лужков объясняет необходимость "роста" Манежа вниз, под землю, плохим состоянием фундамента, который надлежало укрепить. При осмотре объекта в январе 2005 года столичный градоначальник заявил: "Манежу повезло, что он сгорел. Иначе через какое-то время он бы развалился". Заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Александр Левченко тогда же добавил: "Манежу повезло дважды. В том, что он сгорел, и в том, что мэром Москвы сегодня является Лужков".

Рамка с дыркой

Особой гордостью Лужкова являются якобы успешно восстановленные уникальные фермы, разработанные в 1803 году испанским инженером, строителем и механиком Августином де Бетанкур-и-Молина. Теперь вместо стволов пятидесятметровых лиственниц в качестве перекрытий использованы клееные деревянные балки, то есть почти фанера, единственное достоинство которых - огнеупорность: чудо инженерной мысли XIX столетия погибло, зато лужковские деревяшки будут вечными. Кроме того, не стали воссоздавать оригинальные кованые детали для крепежа балок, решив заменить их обычными болтами.

Все эти новшества столичный мэр выставляет на всеобщее обозрение как пример бережного отношения к инженерному наследию прошлого, но у желания оставить балки открытыми есть и более простое объяснение - это результат инженерной же неудачи новых, лужковских, мастеров. Как рассказал газете "Известия" директор Института искусствознания РАН Алексей Комеч, после уничтожения потолка было решено перенести теплоизоляцию в кровлю, однако утолщение крыши могло привести к ее зрительному "отрыву от стен" и изменению габаритов и очертаний здания в целом. Поэтому решено было фермы расположить ниже, чем раньше. В итоге перекрытия опустились более чем на полметра по отношению к историческому уровню.

Поскольку по всему периметру стен проходит карниз, который раньше зрительно поддерживал потолок, а теперь оказывался выше его уровня, скрыть изменения не удавалось. Попытались сделать сплошной потолок на первоначальном уровне, однако это возможно только на расстоянии двух-трех метров от стен, так как дальше на этот уровень опускаются торцы балок. Именно поэтому потолок здесь сменяется врезом. В результате, отметил Комеч, как "реставрационная победа" преподносится "огромная окантованная дыра". В интервью "Политическому журналу" глава Института искусствознания высказался еще резче: "Произошел отход от первоначальных пропорций. Не так установлена крыша, не туда заведены концы балок. Фермы установлены не на прежнем уровне. В итоге у Манежа не потолок, а рамка с дыркой".

С Комечем согласен Андрей Баталов, профессор, доктор искусствоведения, член Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) при Министерстве культуры и массовых коммуникаций. В интервью ИА Regnum он признал, что нынешний Манеж - не восстановленное здание, а фактически новая постройка, стилизованная под прежний Манеж. "Причем внешне формальности соблюдены. Это та самая советская полуправда, которая страшнее лжи, потому что она труднее различима", - подчеркнул он.

Жажда перемен

Надо сказать, что московские власти решили не останавливаться на достигнутом и собираются также "благоустроить" территорию вокруг Манежа, который, по словам мэра, уже "стал вдвое красивее". Согласно распоряжению правительства Москвы от 23 марта 2005 года, Сапожниковская и Манежная площади, а также "тротуарная зона вдоль Моховой улицы и памятника архитектуры "Манеж" будут вымощены камнем. Кроме того, на Манежной улице "выделят пешеходную зону", проведут реконструкцию водосточной сети и наружного освещения и займутся "устройством высокого бордюра для предотвращения въезда машин". Во что именно выльется этот проект, покажет только время.

Однако у борцов за сохранение исторического облика Москвы есть повод и для радости - Манеж мог измениться еще больше. Так, изначально предполагалось построить не один, а целых три подземных этажа, на одном из которых, в частности, должен был разместиться огромный гараж, куда со стороны Александровского сада или Охотного ряда вели бы специальные пандусы. К счастью, московские власти уступили давлению сторонников сохранения исторического здания в первоначальном виде и отказались от идеи подземной парковки.

За "углубление" Манежа особенно ратовал главный археолог столицы Александр Векслер, который готов всю Москву превратить в огромный котлован, лишь бы доказать более древнее, чем принято считать сегодня, происхождение столицы. Пожар, кстати, принес ему ряд довольно интересных находок. Как сообщало РИА "Новости", на месте сгоревшего Манежа было обнаружено около 3,5 тысяч ценных, с точки зрения археологии, предметов, среди которых меч XIV века, который "возможно, связан с нашествием хана Тохтамыша", орудия труда, посуда, украшения, воинское обмундирование, одежда. Кроме того, в ходе строительных работ археологи раскопали под Манежем древнее кладбище и часть Тверской дороги.

"Ах, вернисаж, ах, вернисаж"

Деятельность "восстановленного" Манежа в качестве выставочного пространства начнется как раз с экспозиции археологических находок, сделанных на месте старого здания, а потом археологов потеснит один из новых фаворитов московских властей, художник Сергей Андрияка - вместе со своими учениками. Выставка должна превратиться в "творческий отчет" о работе Московской государственной специализированной школы акварели, созданной в 1999 году. Сообщается, что в Манеже будут выставлены более двух с половиной тысяч работ заслуженного художника России, член-корреспондента Российской Академии художеств, и его подопечных - выполненные в реалистической манере пейзажи, портреты и натюрморты, роспись по фарфору и другие произведения. Отметим, что некоторые СМИ уже окрестили работы Андрияки "образчиками московского стиля" в изобразительном искусстве.

Чтобы зрителям веселее было смотреть на творчество современного мастера, запланированы выступления детских творческих коллективов, театральные представления, викторины, конкурсы, концерты народной и классической музыки, благотворительные мероприятия для воспитанников детских домов и пенсионеров, а 26 апреля в связи с открытием выставки состоится пресс-конференция.

Также уже известно, что с 13 по 16 октября 2005 года в Манеже пройдет Московский медицинский салон - статусное мероприятие, представляющее отечественные и зарубежные медицинские и санаторно-курортные учреждения, использующие в своей практике самые современные технологии диагностики, лечения, омоложения и профилактики различных заболеваний. Организатором салона выступит выставочная компания "Глобал Экспо" при поддержке правительства Москвы и ряда ведущих отраслевых ассоциаций.

Скоро сказка сказывается

"Воссоздание" объекта культурного наследия федерального значения велось в необычайной спешке, и согласование всех работ с Федеральным научно-методическим советом было чисто формальным. Как напомнил Андрей Баталов, от нового строительства реставрацию обычно отличает длительный подготовительный этап, связанный с анализом "натурных остатков" и архивных данных. Проект реставрации должен быть подробно рассмотрен заранее назначенными рецензентами. Но в случае с Манежем эта стадия работ была практически опущена. "Самое удивительное, что хотя это везде называется реставрацией, мы обсуждали скорее проект приспособления здания к современному использованию, а не проект реставрации", - отметил представитель Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия. Люди, которые специально занимались историей Манежа и его реставрацией, проходившей в прошедшие десятилетия, отмечают, что в результате строительные технологии были существенно нарушены.

Как отмечает "Утро.ру", НПО "Космос", генеральный подрядчик по "реставрации" Манежа, не только постоянно срывало сроки выполнения работ, но и, например, не выдерживало необходимый для отделочных работ внутри здания температурный режим. Недостатки в работе так и не были исправлены и грозят, в частности, скорым отслоением штукатурки.

Впрочем, городской глава на протяжении всего времени строительства был настроен крайне оптимистично. 11 апреля, когда многие работы были еще сравнительно далеки от завершения, Лужков заявил "У нас осталось еще девять суток, я подчеркиваю: не девять дней, а девять суток, - и мы все успеем сделать". Впрочем, он оговорился, что часть отделочных работ придется заканчивать уже после официального открытия.

Остается надеяться, что изменения инженерных конструкций все-таки обдуманы, а люди, работающие сутками, хотя бы отчасти способны отвечать за свою работу и гостям Манежа не угрожает участь посетителей Трансвааль-парка.

Вероника Голицына

Другие материалы
Россия16:2618 октября

«Они сдохнут, даже не успев раскаяться»

Путин назвал врагов, рассказал о смерти за Отечество и отсутствии страха
Спорт00:03Сегодня

Вопрос формы

Она уменьшила грудь ради тенниса. И стала лучшей