Новости партнеров

Не нужен нам берег турецкий

Крыму пообещали 20 миллиардов долларов инвестиций, но не скоро

Существует легенда, по которой Крымский полуостров является центром нашей планеты, где смешались все климатические зоны и имеются признаки едва ли не всех континентов Земли. Обустраивая в начале 19 века первый крымский курорт в Гурзуфе, герцог де Ришелье, должно быть, и не предполагал, что скоро весь южный берег полуострова превратится по сути в одну курортную зону, подобной которой в мире найдется не так уж и много. И по площади и по количеству туристов крымское побережье держит пальму первенства на территории бывшего СССР, однако не секрет, что инфраструктура этого региона во многом сохранила свои "совковые" черты - при том, что цены уже сопоставимы с общеевропейскими. Исправить ситуацию изъявили готовность турки, которые не только имеют большой опыт в обустраивании курортных зон, но и геополитически тяготеют к Крыму.

В начале этой недели министр культуры и туризма Турции Атилла Коч в ходе встречи с главой правительства автономии Анатолием Матвиенко заявил, что турки готовы инвестировать в Крым 20 миллиардов долларов в течение 10 лет. Откуда министр взял такую внушительную цифру неизвестно, но надо думать это сказано не просто с целью потрясти воображение крымских чиновников. По словам Коча, в Анкаре проявляют большой интерес к своему ближайшему соседу по Черноморскому побережью и готовы принять участие в реализации крупномасштабных программ по развитию туристско-рекреационного комплекса Крымской автономии. Матвиенко в свою очередь сообщил, что правительство Крыма намерено более эффективно использовать облюбованные туристами земли полуострова, что позволит привлекать в бюджет значительные финансовые ресурсы от многомиллионного потока отдыхающих. По его словам, турецкие партнеры могли бы принять участие не только в развитии крымской туристической индустрии, включая строительство рекреационных комплексов на побережье и создание новых этнографических маршрутов, но также в совместных проектах охраны культурных и исторических памятников Крымского полуострова.

Все бы хорошо, однако, говоря об инвестициях, благоразумный турецкий министр отметил, что приход крупных инвесторов в Крым будет возможен только при наличии четкой законодательной базы на Украине. А четкая законодательная база и, соответственно, стабильность в обществе - это сейчас совсем не то, чем может похвастать Украина. О чем говорит хотя бы и то, что сам Матвиенко после обнадеживающего разговора с турецким гостем не продержался в своем кабинете и нескольких дней.

Эхо громких скандалов во власти, вторую неделю подряд сотрясающих Киев, докатилось и до Крымской автономии. Причем оказалось таким сильным, что вышибло из-под Анатолия Матвиенко кресло главы правительства республики. Хотя, если быть объективным, премьер сам подал президенту Украины Виктору Ющенко прошение об отставке. Но учитывая то, что отношения Матвиенко с законодательным собранием автономии - Верховной Радой Крыма - складывались не самым лучшим образом (а в последнее время и вовсе отвратительно), можно сказать, что глава правительства выбрал единственно правильный выход, предпочтя ретироваться по собственной инициативе.

Причиной конфликта между исполнительной и законодательной властью на полуострове стало скандальное заявление Матвиенко, сделанное им в самый разгар политического кризиса на Украине. Крымский премьер потребовал, чтобы президент Ющенко, Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) и Верховная Рада Украины защитили его от возможной скорой отставки, которая, по мнению Матвиенко, готовится в недрах местного парламента. Причиной своей экстренной апелляции к Киеву глава правительства назвал "измену интересам Крыма и Украины", которую, по его утверждению, готовили крымские депутаты.

Таким образом, Матвиенко счел, что "коррупционный переворот", задуманный депутатами, направлен не только против него и кабинета министров, но и ни много ни мало против всей украинской государственности. Нужно еще сказать спасибо, что всуе не была упомянута коварная рука Кремля. Матвиенко в своих подозрениях не стал заходить так далеко. В готовящейся отставке Совмина он увидел "системное противостояние между правительством автономии и целым рядом криминально-финансовых групп, имеющих прикрытие в представительных и правоохранительных органах республики". Правоохранительные органы, по мнению главы правительства автономии, также встали на сторону тамошних фрондеров. "Наши попытки найти компромиссы по ряду политических проблем, имеющих место в АРК, а также намерения сделать экономику автономии прозрачной, натолкнулись на жесткое сопротивление. Обращения в правоохранительные органы зачастую не просто глохнут, но бумерангом бьют по самому правительству", - заявил Матвиенко.

Крымский премьер посчитал, что только прямое вмешательство президента способно разрешить ситуацию. Судя по жесткому тону его заявления, Матвиенко чуть ли не призвал Киев ввести в автономию войска МВД. "Считаю необходимым обратиться к высшему руководству страны – президенту Виктору Ющенко – с просьбой немедленно отреагировать на крымскую ситуацию и принять жесткие меры. При этом подчеркну, что президенту будут предоставлены имена всех авторов, жаждущих осуществления "крымского коррупционного переворота", – писал премьер. – Считаю необходимым обратиться в Совет по национальной безопасности и обороне Украины с требованием немедленно назначить комплексную проверку правоохранительных органов Крыма для выработки действий, направленных на разрыв устойчивых связей между крымским криминалитетом и крымскими правоохранительными ораганами".

Но и этого Матвиенко показалось мало. Он обратился в Верховную Раду и лично к спикеру Литвину с просьбой создать специальную парламентскую комиссию "для защиты конституционного строя Украины и установления подлинных причин, личных мотивов и степени участия членов политического сообщества Крыма, а также депутатов Верховной Рады Украины в коррупционном перевороте". Со своей стороны премьер пообещал создать специальную группу, которая займется сбором компромата против участников антипремьерской коалиции, будет рассекречивать "криминальные схемы" и причастность к ним отдельных политиков.

Неизвестно, хотел ли Матвиенко своим обращением напугать крымских депутатов, чтобы сделать законодательную власть автономии более зависимой от официального Киева (как известно, сам премьер - ставленник центра, а точнее - он был единственным соратником Юлии Тимошенко, который оставался у власти после череды увольнений украинских чиновников), но эффект его заявление произвело обратный.

Депутаты крымского парламента завили, что намерены объявить вотум недоверия правительству автономии и добиваться отставки премьера. Не дожидаясь, пока его окончательно дискредитируют как политика, Матвиенко подал в отставку. Официально он обставил ее очень красиво: дескать, вынужден был уйти из солидарности с президентом страны, поскольку партия Матвиенко "Собор" на первом голосовании в Верховной Раде по кандидатуре Юрия Еханурова, которую выдвинул Ющенко, проголосовала "против". "В связи с этим мое пребывание на должности председателя совета министров Крыма в дальнейшем невозможно по моральной причине", - пояснил Матвиенко 20 сентября. На следующий день крымский парламент практически единогласно отправил в отставку и его и всех его министров, оставив полуостров без исполнительной власти.

Примечательно, что, когда депутаты принимали свое решение, перед зданием Верховного совета Крыма собрался стихийный митинг, участники которого встретили известие об отставке Анатолия Матвиенко криками "ура". Что же касается обвинений, изложенных Матвиенко, то прокуратура автономии действительно отреагировала на них и заявила о намерении начать проверку, но только не работы парламента, а деятельности кабинета министров.

По мнению большинства экспертов, возглавляемое Матвиенко правительство за четыре месяца работы не показало достойных результатов и являлось объектом постоянной критики. Мало того, что почти все политические течения Крыма - коммунисты, социалисты, "оранжевые" сторонники Ющенко и "синие" почитатели политического таланта Виктора Януковича - были недовольны решениями, принимаемыми в Симферополе, так еще и крымские татары, поначалу питавшие в отношении нового руководства иллюзии, постепенно их растеряли. Как заявил депутат Верховной Рады Украины, председатель крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилев, Матвиенко ничего не сделал для решения самых важных для татар вопросов. Речь идет о принятии законодательных актов, восстанавливающих их законные права, как самобытной нации, вернувшейся после полувековой депортации и, само собой, о приватизации земли. Пассивность правительства, по словам Джемилева, и заставляет татар прибегать к незаконным захватам земли, другим акциям гражданского неповиновения. Это в свою очередь обостряет отношения с русскоязычным населением, а дополнительные войска МВД, высланные, чтобы утихомирить жаждущих исторической справедливости татар, одним своим присутствием только накаляют обстановку.

Матвиенко ставят в вину не только неразбериху с земельным вопросом, но и попытку построить в Крыму нефтеналивной терминал. Другие неприятности экономического характера, такие как рост цен на бензин, а, следовательно, на продовольствие, услуги и прочее, не имеют крымской специфики - это характерно для всей Украины. "Он нормальный, порядочный человек. Но то, что он не вписался в Крым, - тоже правда", - заявил член меджлиса крымско-татарского народа Ильми Умеров. Словом, обсуждать с потенциальными инвесторами вопросы капиталовложений - это, конечно, занятие увлекательное, но, если при этом ничего не делать для того, чтобы инвестиции стали реальностью, то еще и бесполезное.

По оценке первого заместителя спикера крымского парламента Василия Киселева, за те месяцы, пока Матвиенко руководил автономией, экономическое состояние Крыма, в первую очередь это касается сельского хозяйства, фактически пришло в упадок. Однако очевидно, что неурожай даже такого стратегического продукта, как виноград, например, не является наиболее острым вопросом на полуострове. Наиболее животрепещущей темой, как в предыдущие годы, здесь остается вопрос обладания драгоценными землями на Южном берегу Крыма (ЮБК) - именно теми, в которые турки готовы вложить миллиарды долларов. Здесь ситуация совсем запутанная, даже если считать татарские самозахваты чем-то неизбежным, вроде стихийного бедствия. За право обладания курортными землями борется не только украинская политическая элита, российские государственные чиновники также не хотят уступать ни пяди земли из "наследства" СССР.

Что теперь ждет Крым и стоит ли ожидать, что хотя бы в обозримом будущем иностранные инвесторы потянутся в автономию? Большинство местных политиков полагает, что отставка Матвиенко не только не решила старых проблем, но и добавила новых. Народный депутат Украины Рефат Чубаров, избранный в Крыму, полагает, что теперь "крымские политики вступят в длительную полосу кризиса и неурядиц". Не исключают этого и депутаты крымского парламента. "Ситуация сложная, так как мы еще не знаем, кто придет на смену Анатолию Матвиенко", - отмечает депутат Галина Гржибовская.

Теперь все ждут решения Виктора Ющенко. Согласно украинскому законодательству, только он может внести в крымский парламент кандидатуру нового премьера автономии. Но как показывает опыт Матвиенко, президентские кандидатуры на Украине не всегда нравятся депутатам. Спикер крымского парламента Борис Дейч сообщил журналистам, что депутаты предложили президенту трех кандидатов на пост премьера автономии - начальника Главного управления Национального банка Украины в Крыму Анатолия Бурдюгова, бывшего крымского премьера Сергея Куницына и первого заместителя спикера местного законодательного собрания Василия Киселева. Однако, не факт, что Киев вновь не направит руководить проблемным полуостровом своего человека.

Экономика Крыма, от которой напрямую зависит его благосостояние и во многом - политическая стабильность, базируется на тех деньгах, которые везут сюда курортники. Официальные данные не позволяют разглядеть реальную картину прошедшего сезона, поскольку Крым посещают миллионы незарегистрированных туристов. Различные методики их подсчета дают разные цифры. Например, по методике Крымской академии природоохранного и курортного строительства, на 1 сентября 2005 года в Крым прибыло 4 миллиона 800 тысяч человек, что на 500 тысяч больше, чем в прошлом году. В то же время, по другим подсчетам, в прошлом и нынешнем году на полуострове побывали более 5 миллионов курортников. Министерство курортов и туризма Крыма называет цифру в 5 миллионов 214,8 тысяч человек, что на 358 тысяч больше, чем в прошлом году.

В любом случае очевидно, что народ продолжает ехать и, казалось бы, поводов для пессимизма нет. Зона ЮБК, пусть и черепашьими темпами, обрастает современными пансионатами и турбазами. Турецкие деньги могли бы превратить крымские берега во вторую Анталию с ее более чем комфортными местами для отдыха. Однако целая категория отдыхающих затем и едет в Крым, чтобы вкусить всей "совковости" тамошних мест, которой еще хоть отбавляй. Получается, что все политические дрязги в Симферополе идут только на руку любителям советской экзотики, отпугивая потенциальных инвесторов. Только вот, к сожалению, эти дрязги провоцируют, ко всему прочему, экономическую нестабильность, цены растут, все более увеличивая отрыв от уровня сервиса. И возможно, отрыв этот когда-нибудь станет настолько велик, что даже самый отчаянный поклонник старины, "пляжей за десять копеек" и поездок на троллейбусе от Симферополя до Ялты предпочтет берегам Тавриды берег турецкий.