Новости партнеров

Народные герои и мировая закулиса

Кинопремьеры 23 февраля

Народные герои России и Америки - князь Владимир и певец Джонни Кэш - появляются в отечественном прокате одновременно. Наш мультик, заокеанский биографический фильм, а также конспирологический нефтяной триллер "Сириана" и ужастик "Хостел" о бедствиях секс-туристов комментируют обозреватели журнала Time Out Москва.

Князь Владимир

Режиссер Юрий Кулаков. Роли озвучивали: Сергей Безруков, Дмитрий Назаров, Владимир Гостюхин, Николай Расторгуев-младший, Ирина Безрукова.

Рыжебородый князь Владимир, кровожадный варяг, два вооруженных дуболома, мальчик с глазами героев аниме и Библией в мешочке, а также своенравная коза путешествуют по Древней Руси и истребляют сперва семейство Рюриковичей, потом противных степняков. Формально на братоубийство Владимира толкнул жрец Перуна - хитрый старик с клюкой, который питается сырой человечиной, умеет превращаться в медведя и вообще продал Родину печенегам (но мы-то понимаем, что междоусобица была обусловлена не наветами колдуна, а политическими соображениями). В 2008-м выйдет второй фильм о Владимире, где князь окрепнет, образумится и, уже в соответствии с учебниками истории, крестит Русь.

"Князь Владимир" теоретически должен пользоваться колоссальным кредитом зрительского доверия. С одной стороны, картину поддержало государство (статус "национального фильма", финансовая подпитка из Госкино; можно даже принимать ставки, дадут ли Госпремию). С другой - за мультик горой стоят православные структуры: Московская Патриархия выверяла сценарий, а Алексий II его благославлял. С третьей - бизнес: среди прочих за премьерой маячит даже "Первый канал". Однако, если прямо спросить, как вмешательство сильных мира сего сказалось на художественных достоинствах фильма, ответом будет растерянное "никак".

Проблема "Владимира" вовсе не в том, как он нарисован (тут как раз все замечательно - неброско, но очень душевно, есть даже компьютерные эффекты вроде плещущейся в речке воды), и не в импровизациях на исторические темы. Нестыковка - в соединении диснеевской подачи героев (они поют! они хохочут! с них падают штаны!), образовательных моментов (они делают это под присмотром историков!) и религиозного подтекста. "Владимир" свеж и весел, но это веселость кучи-малы. Сюжетные линии то наслаиваются друг на друга, то обрываются в никуда, свирепствует народная музыка, крепнет недоумение - "не так! не так все было!". А авторы урезонивают - потерпите еще два года, это мы выпустили для раскачки, развитие и кульминации - в фильме 2. Конечно, подождем - но будем надеяться, что некоторые темы развития в сиквеле все же не получат. А то как-то неудобно получится: справа - крещение, а слева смеются голые задницы. Коза, опять же, скачет.

Дарья Серебряная, Time Out Москва

Переступить черту / Walk the Line

Режиссер Джеймс Мэнголд. В ролях: Хоакин Феникс, Риз Уизерспун, Роберт Патрик, Дженнифер Гудвин.

Народный артист Америки, кантри-певец Джонни Кэш умер 12 сентября 2003 года в возрасте 71 года. Он не успел посмотреть фильм, снятый по его автобиографии и с утвержденным им на главную роль Хоакином Фениксом (ситуация, во многом напоминающая историю с Рэем Чарльзом и фильмом "Рэй"). Вы спросите: чем эта авторизованная биография отличается от других голливудских ЖЗЛ? Да, в общем-то, ничем.

Режиссер Мэнголд (автор опрятного триллера "Идентификация"), кажется, намеренно снял "Переступить черту" такой, какими мы привыкли видеть байопики. Композиция близка к монументальной, а принципы изложения напоминают жития святых. Вначале (жирным) - детство, суровый папа-фермер и гибель старшего брата от циркулярной пилы. Затем (петитом) - армейская служба, неудачный брак и тяжелый труд коммивояжера. Первая запись на студии Sun, первый концерт, Элвис предлагает Джонни жареной картошки, Джерри Ли Льюис держится неприветливо, зато круто выглядит. Кажется, будто попадаешь на музыкальный фансайт с хронологической таблицей: мол, в этом году Кэш избавился от наркозависимости, в следующем поехал в знаменитое турне по тюрьмам США и т. д. Могучий финальный аккорд - женитьба Кэша на девушке своей мечты Джун Картер (Уизерспун), поистине сказочный хеппи-энд, который сопровождается дивным титром в духе "они жили счастливо и умерли в один день". "Переступить черту" стоит смотреть именно ради этой лаковой фактуры. И еще ради Феникса и Уизерспун, которые самостоятельно перепели песни своих геров. Все-таки настоящих бронзовых колоссов отливают совсем не в мастерских Церетели!

Василий Степанов, Time Out Москва

Сириана / Syriana

Режиссер Стивен Гэген. В ролях Джордж Клуни, Александр Сиддиг, Джеффри Райт, Мэтт Дэймон, Аманда Пит.

Документальная основа "Сирианы" написана непосредственным участником ближневосточных шпионских игр агентом ЦРУ Робертом Баером. Занимательные воспоминания "их человека в Бейруте" саркастически назывались "Ничего не вижу" и вышли больше двух лет назад - вечность по меркам нынешней динамичной политики. Но удивительное дело - фильм Гэгена (оскароносный сценарист "Трафика" Содерберга) пахнет не архивом, а теленовостями. Кажется, что все это происходит прямо сейчас, сию секунду.

Вот мы сидим, глядим на экран, а хитрый саудовский шейх, тем временем, отдает важный нефтяной тендер китайцам, честный американский юрист (Джеффри Райт) копает под руководство топливных компаний, слившихся как-то не совсем по закону, молодой и амбициозный яппи из Швейцарии (Мэтт Дэймон) пошагово расписывает путь к благоденствию еще более амбициозному наследнику эмирата (Александр Сиддиг). А грузный седой црушник (Джордж Клуни) выслушивает самоуверенные планы членов некоего бледнолицего "Комитета по освобождению Ирана", а после хромает по бейрутам и втюхивает фундаменталистам в белоснежных куфиях неисправные минометы с числовым программным управлением.

Надежда, опора и цель тут у всех одна - нефть. Черная маслянистая жидкость становится синонимом фатума. Она перетасует героев, как карты, заставит рисковать карьерой и жизнью, и, словно Кольцо Всевластья, подчинит своей воле - будто бы стихийной и безличной, но совсем неслучайно совпадающей с интересами людей, сидящих в Пентагоне, Сенате и предприятиях типа ВТО.

Все это хорошо не только тем, что правильно и по делу, но и своей беллетристической ненавязчивостью, толстовским размахом. О проткнувшей всю мировую закулису "нефтяной игле" Гэген рассказывает точно так же, как в "Трафике" - о другой фундаментальной потребности человечества, потребности в кокаине. Правда, Гэген-режиссер деликатней Содерберга, он не повышает голоса, и ему чуждо само понятие праведного гнева. Даже неизбежные для "ориентальной" темы эпизоды вербовки и взращивания шахидов он умудряется снимать как грустную лирику, а не агитпроп. Кое-где он начинает издалека, с семейных праздников и загородных прогулок, а где-то, напротив, изъясняется четко и детально - вплоть до ракет "земля-земля", карающих тех, кто стал чересчур умен для своего места на карте. Но, избегая анализа, Гэген совсем не скупится на вполне прозрачные намеки, главный из которых - параноидальная, но неоспоримая в данном случае максима "все взаимосвязано" - помещен прямо на афишу.

Василий Корецкий, Time Out Москва

Хостел / Hostel

Режиссер Эли Рот. В ролях Джей Хернандез, Дерек Ричардсон, Эйтон Гудйорссон, Барбара Неделякова, Яна Кадерабкова.

Трое неказистых туристов с окраин цивилизованного мира (исландец, испанец, а третий - так и вовсе американец) ходят по Амстердаму в поисках взрослых удовольствий - дым каннабиса, витрины красного квартала, умелые шлюхи. Вскоре приятели оказываются в логове русского сутенера. Тот вскользь соблазняет сладострастных дурачков мобилографией братиславских девочек, еще более раскрепощенных и отзывчивых, чем обитательницы амстердамских витрин.

На следующий день друзья трясутся в поезде, прибывают в баснословно нищую Словакию и селятся в хостеле, похожем вовсе не на общагу, а на рай с гуриями и телевидением, которое постоянно показывает "Криминальное чтиво" (дань уважения продюсеру фильма Квентину Тарантино). Здесь режиссер Эли Рот словно вспоминает, что за свой первый фильм "Лихорадка" был назван будущим хоррора, и принимается оправдывать авансы. Постепенно разухабистый "евротур" начинает забирать куда-то в сторону Конан-Дойля - а там и до "Пилы" рукой подать.

Безотказные блондинки обмениваются какими-то уж слишком многозначительными взглядами, буржуи-туристы один за другим начинают исчезать в неизвестном до поры до времени направлении, на секунду в кадре мелькает хитрая физиономия Такаши Миике - и вот уже слышится лязг хирургической стали. Дальше все будет происходить по законам жанра "яппи в опасности" - хлебнув лиха и с визгом потеряв несколько сот граммов живого мяса в полной темноте, добро сожмет кулаки и воздаст злу по мере возможностей. Другой вопрос, а добро ли это - в меру упитанный интурист, притащившийся в голодный край на охоту за свежими девочками?

Василий Корецкий, Time Out Москва

Культура14:3917 октября
Группа Кровосток

Читка по понятиям

Чем берут публику лидеры гангста-рэпа в России