Новости партнеров

Буш сделал ход на "великой шахматной доске"

Индия при поддержке США неуклонно движется к вступлению в "ядерный клуб"

Долгие годы ситуация на Индийском субконтиненте была более или менее ясной: есть традиционно дружественная России Индия, один из главных рынков экспорта российского оружия; и есть Пакистан, одна из крупнейших исламских стран, ставшая едва ли не главным союзником США в Азии в войне с терроризмом. Между собой эти две огромные страны враждуют из-за Кашмира, который ныне принадлежит Индии, но большинство населения которого составляют мусульмане. Обе страны обладают ядерным оружием, и каждое обострение конфликта заставляло мировое сообщество вздрагивать в ожидании апокалипсиса. Но вот американский президент 1-2 марта 2006 года посетил Индию и подписал с индийским премьером Сингхом соглашения, которые вносят серьезные коррективы в эту сложившуюся схему.

Президент Буш, выйдя к журналистам после подписания соглашений, назвал их "историческими". И с этим трудно не согласиться. Но чтобы понять, почему это так, необходимо вернуться на 30 с лишним лет назад и вспомнить один из важнейших этапов в формировании нынешнего миропорядка.

Режим нераспространения под угрозой

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу 5 марта 1970 года, фиксировал сложившийся в мире статус-кво: пять держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) признавались ядерными, остальные 184 участника договора брали на себя обязательство не стремиться к получению ядерного оружия. Ядерные державы, в свою очередь, обещали со временем отказаться от самого смертоносного оружия, созданного человечеством.

Однако полностью пресечь распространение ядерного оружия не удалось. Индия, Пакистан и Израиль, с самого начала не подписавшие договор, через некоторое время обзавелись собственным ядерным оружием (причем явно не без помощи со стороны противостоящих друг другу в глобальном масштабе СССР и США). О наличии у них ядерного оружия Индия и Пакистан официально объявили в 1998 году. В 2003 году из договора вышла Северная Корея. О возможности пересмотра отношения Ирана к ДНЯО неоднократно заявлял президент этой страны Махмуд Ахмадинеджад. Многие другие страны, например, ЮАР и Тайвань, продолжают развивать ядерные программы, несмотря на вводмые против них санкции. И лишь Ливию международному сообществу удалось заставить отказаться от попыток получить ядерное оружие.

В международной политике появился особый статус - "ядерная держава де-факто", то есть государство, обладающее ядерным оружием, но не входящее в "ядерный клуб", участники которого записаны в ДНЯО.

Сомнения в эффективности ДНЯО неоднократно провоцировали разговоры о необходимости его пересмотра. Очередная конференция ООН по ядерной безопасности в мае 2005 года продемонстрировала, что США давно уже не полагаются на этот договор и предпочитают самостоятельно заботиться о собственной безопасности. Госсекретарю Кондолиззе Райс даже необязательно было говорить об этом с трибуны той конференции, это и так было видно из самих действий американской администрации: односторонний выход из Договора по противоракетной обороне, наращивание ядерного потенциала США, отказ от моратория на ядерные испытания и так далее. Президент Джордж Буш прямо заявлял, что существующие механизмы международного урегулирования в ядерной сфере неэффективны.

Збигнев Бжезинский, бывший советником по национальной безопасности еще у президента Джимми Картера, предупреждал Буша в нашумевшей статье в Los Angeles Times в октябре 2005 года: "Видя, что против слабого в военном отношении Ирака Вашингтон применил вооруженную силу, а по отношению к обладающей ядерным оружием Северной Корее ведет себя куда осторожнее, иранцы лишь укрепляются в убеждении, что свою безопасность они способны обеспечить, только превратившись в ядерную державу".

Словом, режим нераспространения трещит по швам, и из этого уже давно никто не делает никакого секрета.

Поворот на 180 градусов

В 1998 году, когда Индия провела испытания ядерного оружия, США ввели против нее экономические санкции. А в сентябре 2005 года США объявили о том, что согласны поставлять Индии ядерные технологии при условии, что она согласится допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ. За семь лет в политике США в отношении Индии произошел поворот на 180 градусов.

В уже цитированной выше статье Бжезинского содержится отзыв и на это: "Из-за недавно принятого Вашингтоном решения помочь Индии в осуществлении ее ядерной программы, обусловленного в основном стремлением обеспечить поддержку этой страной войны в Ираке и превратить ее в "бастион" против Китая, Америка стала выглядеть пособником распространения ядерного оружия "для избранных"".

Недовольство неожиданной дружелюбностью Буша по отношению к Индии выразили и американские конгрессмены. Буш в ответ заявил, что это необходимо.

А между тем перспектива вступления Индии в "ядерный клуб" становилась все более реальной. В феврале 2006 года декларацию о сотрудничестве в ядерной сфере с Индией заключила Франция.

В конце февраля 2006 года, выступая перед Обществом Азии (Asia Society) накануне своего визита в Индию и Пакистан, Джордж Буш говорил о том, что Индии следует четко разделить свою ядерную программу на гражданскую и военную, и если на гражданские объекты будут допущены инспекторы МАГАТЭ, то на секретность военных объектов посягать никто не будет. "Исполняя наши обязательства, мы введем индийскую ядерную программу в мирное русло и улучшим взаимное доверие между нашими странами", - заявил Буш.

Вслед за тем американский президент отправился в Индию. Официальной целью поездки называлось всестороннее укрепление экономических связей, но все ждали другого - и оказались правы. США официально согласились поставлять в Индию ядерные технологии и топливо, а Индия - принять международные инспекции. При этом разделение уже существующих индийских ядерных объектов и тех, которые будут построены в дальнейшем, на гражданские и военные признано прерогативой исключительно индийского правительства.

Ранее Индия неоднократно упрекала США в том, что они поддерживают ее противника - Пакистан. Теперь же политика "своих и чужих сукиных детей", по легенде, сформулированная в свое время президентом Франклином Делано Рузвельтом в отношении никарагуанского диктатора Сомосы, сменилась политикой "и нашим и вашим".

Пакистан, один из явных претендентов на лидерство в исламском мире (так, по крайней мере, полагает Сэмюэль Хантингтон, чья концепция "столкновения цивилизаций" имеет большое влияние на умы американских геополитиков), безусловно, является для Вашингтона очень ценным союзником, хоть и проблемным (президента Пакистана генерала Первеза Мушаррафа американский журнал Parade включил в двадцатку самых зловещих диктаторов мира). С другой стороны, индийская экономика переживает период роста, и США было бы несравненно более выгодно, чтобы страна, занимающая второе место в мире по численности населения, обладающая ядерным оружием и значительным арсеналом обычных вооружений, дружила с ними, а не с Китаем, которого американские геостратеги числят своим главным соперником в борьбе за доминирование в мире.

Гонка вооружений

Планируемый индийский военный бюджет на 2007 финансовый год, который начинается 1 апреля 2006 года, составляет 19,8 миллиарда долларов (2,4 процента ВВП). Для сравнения, прямые расходы на оборону, заложенные в российском бюджете, составляют около 24 миллиардов долларов, а бюджет Пентагона превышает индийский и российский оборонные бюджеты вместе взятые по меньшей мере в десять раз.

Рост военных расходов Индии по сравнению с текущим финансовым годом составил 7,2 процента. Правительство заявляет, что намерено провести масштабную модернизацию вооруженных сил.

На индийском рынке вооружений десятилетиями доминировал СССР, а затем Россия. Однако в последнее время, следуя общемировой практике, Индия стремится избавиться от зависимости от одного поставщика и сократить удельный вес российских оружейных поставок. Другие партнеры Индии - США, Великобритания, Израиль - расширяют свое присутствие на этом чрезвычайно емком рынке.

На продолжающемся тендере на поставку Индии 126 (а возможно, и большего количества) современных истребителей среди основных соперников - РСК "МиГ" и американская корпорация Lockheed Martin. Индийские военные неоднократно заявляли, что хотели бы не просто получать самолеты, но и участвовать в их производстве, то есть приобрести некоторые технологии военного самолетостроения. Когда они обратились с таким предложением к российским авиаконструкторам, оно было встречено без энтузиазма.

Однако после подписанных президентом Бушем и премьером Сингхом соглашений Пентагон заявил, что заключение контракта на поставку Индии американских истребителей было бы следующим логичным шагом. При этом американцы изначально были готовы согласиться на условия индийской стороны и производить сборку самолетов на территории Индии. "МиГу", если он хочет все же выиграть контракт на 10 миллиардов долларов, теперь придется крепко подумать над тем, как сделать Индии столь же выгодное предложение.

Кроме того, еще летом 2005 года главы оборонных ведомств США и Индии Дональд Рамсфельд и Пранаб Махерджи подписали соглашение сроком на десять лет, предусматривающее развитие и укрепление сотрудничества двух стран в области производства вооружений и противоракетной обороны. В феврале 2006 года индийские и американские ВМС провели совместные учения с участием авианосцев "Вираат" и "Рональд Рейган".

Таким образом, не только политики, но и военные дают понять, что партнерство США и Индии - это всерьез и надолго. Джордж Буш, которого в начале его президентства называли дилетантом в международной политике, к середине своего второго срока оказался способен заполучить Соединенным Штатам в союзники одно из мощнейших азиатских государств и сделать довольно неожиданный ход на "великой шахматной доске", как назвал все тот же Бжезинский Евразию в своей знаменитой книге об американском доминировании в мире.

Иван Грушин

Мир00:02 2 августа

Черная заря

Самая страшная война современности продолжается до сих пор. О ней все забыли