"Казино Рояль"
Жанр: бондиана. США - Великобритания - Чехия, 2006. Режиссер: Мартин Кэмпбелл. В ролях: Дэниел Крейг, Эва Грин, Катерина Марино, Ивана Миличевич. 135 мин.
Главная новость о "Казино Рояль" известна давно - Бонда играет Дэниел Крейг, таким образом, это будет первый Бонд-блондин, к тому же больше похожий на одесского налетчика, чем на джентльмена. Старомодных поклонников шпионского гламура это здорово раздражает: они даже пытались давить на продюсеров, размещая в интернете петиции протеста. Выглядела такая активность довольно мелочно - ведь здесь сомнения вызывает сама литературная основа.
"Казино Рояль" - первый эпизод бондианы, и агент тут еще совсем не тот. У Бонда пока нет лицензии на убийство, и, соответственно, к его условному номеру не добавили два нуля. Вместо вермута с водкой Джеймс пьет сложный коктейль с условным названием "Веспер": три части джина "Гордонз", одна часть водки, полчасти аперитива "Кина Леллет"; все - хорошо взболтанное. Ужас.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Снимать кино про такую мелкую шестерку не могло прийти в голову никому, кроме совсем уже отчаянных - вроде продюсера Чарли Фельдмана, в 1967-м превратившего экранизацию "Казино" в безудержное глумление над британским шпионом. Бонда (в пародии он превратился из новичка в почетного пенсионера) там играл Дэвид Найвен, злодея Ле Шиффре - Орсон Уэллс, а молодых коллег агента - Питер Селлерс и Вуди Аллен (их, на всякий случай, тоже звали Бондами). Зрелище было, понятное дело, еще более эксцентричным, чем сами сочинения Флеминга, после всех участников издевательства негласно отстранили от любых проектов семьи Брокколи, официальных кураторов Бонда в мире кино. О том, чтобы экранизировать "Казино" в рамках бондианы, уже не могло быть и речи.
И вот - реванш. Продюсеры ловко сумели вывернуть все наизнанку и представить "Казино Рояль" не как деградацию, но как эволюцию Бонда. Строгий и одновременно взъерошенный Дэниэл Крейг отличается от Пирса Броснана так же, как наш нынешний президент - от прошлого, и всем своим видом намекает на то, что дела в мире пошли серьезные, пора взяться за ум.
Тем не менее сюжет "Казино" на две трети остался тем же, что у несерьезного Флеминга: минус СМЕРШ, плюс международный терроризм и Эва Грин с аквалангом. Бонд летит на Багамы, чтобы помешать банкиру Ле Шиффре, финансирующему плохих парней с бомбами, выиграть миллиарды в баккара. Мухлевать за карточным столом агенту помогает, как всегда, его девушка - на этот раз ее зовут Веспер Линд (Грин), а также, что необычно, жена Ле Шиффре Соланж (бывшая "мисс Италия" Катерина Марино).
Ее особое задание в фильме заключается в том, что она а) проскачет по багамскому пляжу на лошади, одетая в зеленое бикини, б) разболтает Бонду почти все тайны мужа во время главной секс-сцены. Мешает, Бонду, разумеется, "девушка негодяя" (не путать с его женой), злодейская Валенька, которую играет экс-модель, а теперь уже десять лет как актриса Ивана Миличевич. Помните бывшую девушку Джерри Магуайера? В своих интервью Ивана всерьез заявляет, что именно она - настоящая девушка Бонда. Учитывая общий нигилизм "Казино Рояль", возможно, так оно и есть.
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Нелегал"
Жанр: жизнь шпиона. Россия, 2006. Режиссеры: Борис Фрумин, Юрий Лебедев. В ролях: Алексей Серебряков, Ольга Альбанова, Екатерина Унтилова, Анатолий Петров. 98 мин.
Хмурый и невыспавшийся агент внешней разведки (Алексей Серебряков) прибывает в багажнике "Рафика" в Ленинград из Хельсинки. В Финляндии герой шпионил за домашними животными, притворяясь ветеринаром. В Союзе ему предстоит еще более головоломная работа: сперва внедриться в деревню при птицефабрике, а потом сменить деревенскую прокуратуру на таможню - тут герой должен способствовать беспрепятственным утечкам дезинформации за кордон. Агент последовательно проваливает одну миссию за другой.
Рассказывать про все это невероятно весело, но агенту совсем не до смеха. На дворе семидесятые, неопределенно-лысое время года, мир вокруг сер, молчалив и обшарпан. Даже с женой приходится встречаться в условиях глубокой конспирации, в каком-то ресторане среди мерзких рож. Разведчик смертельно спокоен, но его явственно тошнит от Родины. Зрителю, напротив, как-то тревожно.
Особая композиция "Нелегала" (недолгие эпизоды-серии, разделенные лапидарными, нагнетающими депрессию титрами вроде "Проводы сына", "Провал задания") создает ощущение фатальной обреченности всех - шпиона, таможенников, пионеров, милиционеров, генсеков на стенах, даже кур. Временами в кадре и вовсе воцаряется такой тихий-тихий, совершенно лавкрафтовский или юфитовский морок - окружающие Нелегала люди кажутся какой-то хорошо замаскировавшейся нежитью с холодцом вместо крови.
Разумом понимаешь, что все эти их потусторонние повадки - результат неожиданного резонанса телевизионной небрежности съемок и режиссерских прозрений. Но что разум, когда с экрана тебя обдает волной адского холода, когда от плохо поставленных сцен суетливого насилия разит таким гиперреализмом, что "Нелегалу" впору вручать сертификат "Догмы-95". В общем, применительно к фильму уместно ввернуть цитату из Хармса: "Жизнь победила смерть неизвестным науке способом".
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Огни городской окраины"
Жанр: триумф воли. Финляндия - Германия - Франция, 2006. Режиссер: Аки Каурисмяки. В ролях: Йанне Хюютайнен, Мария Хейсканен, Мария Ярвенхельми, Илкка Койвула. 78 мин.
Разные фильмы Аки Каурисмяки отличаются друг от друга не больше, чем разные Евангелия, так что сюжет его новой картины "Огни городской окраины" в пересказе в общем-то не нуждается.
Схема все та же: хороший парень неопределенного возраста (здесь - Койстинен, угрюмый охранник из универсама) с честью и достоинством, не вымолвив лишнего слова, проходит через сложности и соблазны городской жизни.
Трудности (в случае Койстинена - неудачный роман с авантюристкой в кремовом плаще плюс годовое тюремное заключение) не помешают герою в финале соединить свою судьбу с хорошей женщиной лет тридцати пяти - сорока (здесь - с продавщицей хот-догов).
Длится эта история года с 1999-го, с тех пор как Каурисмяки нашел-таки свой канон в "Юхе" - пятой экранизации новеллы финского писателя Юхани Ахо, снятой так, словно она и есть первая. С тех пор Каурисмяки не хочет ничего менять - из фильма в фильм у него путешествуют не только типажные актеры, но и целые сцены. Все это слишком убедительно, чтобы быть скучным, - в повторах Каурисмяки чувствуется спокойная уверенность человека, который считает, что нашел формулу даже не красоты, а добра. И вот теперь приумножает его единственно доступным режиссеру способом.
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Пила-3"
Жанр: резня. США, 2006, Режиссер: Дарен Лин Бузман. В ролях: Тобин Бел, Шоуни Смит, Агнус Макфедиен, Дина Мейер, Бахар Сумех. 107 мин.
Коварный маньяк и любитель головоломок Джон Крамер по кличке Пила вновь на авансцене. Главная новость третьей "Пилы": опухоль в голове Джона, о которой во втором фильме как-то подзабыли, теперь всерьез угрожает его здоровью. Для лечения психопата незамедлительно хватают врача. Методы, которыми доктора убеждают исполнять клятву Гиппократа, оригинальными не назовешь - это обычные приемы Крамера. Собственно, ради них "Пилу" и будут смотреть вот уже третий год подряд.
Бюджет третьей серии дорос до 12 миллионов долларов, то есть в десять раз превысил бюджет первоисточника двухлетней давности. Кривая затрат и прибылей вообще вырисовывается презанятная, и наблюдать за ее движением намного интереснее, чем следить за спазмами фантазии ракового больного и его верной ассистентки.
Руководствуясь финансовыми отчетами (в стартовый уикенд первая "Пила" собрала 18 миллионов долларов, вторая и третья - по 30), продюсеры, по идее, должны бы подумать о том, чтобы уравнять бюджеты следующих приключений Пилы с расходами на средний голливудский блокбастер. Тогда и Джон Крамер будет присутствовать на афишах вполне зримо, совершеннейшим Джеймсом Бондом. А печальные рецензенты наконец-то смогут пошутить про "семь раз отмерь - один раз отрежь", не мучаясь пересказами сюжета.
Василий Степанов, Time Out Москва