Новости партнеров

Дикие, но симпатичные

Премьеры 23 ноября

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Остров", "Флэш.Ка", "Дикари", "Не зарекайся", "Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен" и мультфильм "Рога и копыта". Обозреватели журнала Time Out Москва приобщились к дихотомии добра и зла, курортным развлечениям, технологиям хранения информации и нравам провинциальных американских животных и людей.

Остров

Режиссер: Павел Лунгин. Жанр: агиография. В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова, Никита Тарасов, Ольга Демидова, Яна Есипович, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский. Россия, 2006. 112 мин.

В 1942 году кочегар баржи Северного флота проявляет малодушие: сначала сдает своего капитана немцам, а затем, по фашистскому наказу, его, красиво закурившего, пристреливает. Капитан красиво падает в море. Далее красивая и мрачная северная природа с грамотно поставленным светом с экрана уже не сойдет, и много лет спустя, в 1976 году, бывший предатель, а теперь - старец Анатолий (Петр Мамонов) работает в монастырской кочегарке на Соловках, живописно томится неискупленным грехом и экспрессивно являет чудеса. Братия относится к нему с плохо скрываемым восхищением, но настороженно: уж в больно хулиганской манере наставляет он монахов на путь истинный.

Павел Лунгин - режиссер изумительно чистосердечной конъюнктуры. Последовательно (и надо сказать, не самым банальным образом) он ставил вопрос взаимоотношений народа и интеллигенции ("Такси-блюз"), национальный вопрос ("Луна-парк") и главный - "кому на Руси жить хорошо" ("Олигарх"). Грех было не добраться до спиритуализма - и вот Лунгин демонстрирует общечеловеческое стремление к внутренней чистоте на выгодном национальном материале.

Результат напоминает позднего Толстого - уже задумавшегося о вечном, но еще не начавшего писать открытых писем духовенству. Душу зрителя Лунгин пытается разбудить, главным образом, пятиминутными сценами покаяния - Мамонов валяется в зарослях ягеля и истово молится. Камера, не выдержав напряжения, стыдливо отворачивается на свинцовое море и маковки церквей. Зрителям тоже становится стыдно: одним - от невозможности отвести взгляд, другим - от невозможности присоединиться к герою. И так - много раз.

Этот откровенно простой и слабый сценарий в духе толстовского же "Не ешь, Коля, творог. Творог несвеж" держится целиком на игре Мамонова, которая, как всегда, больше чем игра. Воцерковленный Петр Николаевич взывает к Господу, кудахчет, изображает бабу на сносях, гоняет бесов по кочегарке и даже, как в своих спектаклях, разыгрывает сценку на два голоса. В общем, достаточно эффектно и, что важно, убедительно противостоит сусальной монастырской братии - благообразнейшему Виктору Сухорукову и украшенному окладистой бородой Дмитрию Дюжеву (украшенному причем необычайно). Никакой особой крамолы при этом в фильме нет - не считать же ересью молитву вполоборота к иконостасу, сожжение архиерейских сапог и реплики вроде "Мои добродетели смердят перед Господом". Но вот, к примеру, вторичный и вялый экзорцизм адмиральской дочки (Виктория Исакова) в кульминационной сцене - с точки зрения стиля именно что крамола. Горячее предчувствие того, что из актрисы вот-вот потечет зеленая слизь, здорово сбивает суровый иноческий настрой картины в чистое зрелище. Но, с другой стороны, из светской литературы вроде Марка Твена известно, что нигде так не хочется похихикать и напроказничать, как на занятиях в воскресной школе. Так вот, у Лунгина с Мамоновым смеяться можно. Они добрые.

Глеб Борисов, Time Out Москва

Флэш.ка

Жанр: коллективное помешательство. Режиссер: Георгий Шенгелия. В ролях: Олег Жданов, Екатерина Гусева, Евгений Стычкин, Илья Шакунов. Россия, 2006. 80 мин.

Корпоративный болван Андрюша (Олег Жданов) живет со своей начальницей и по совместительству женой Викторией (Екатерина Гусева) в квартире из цельного куска бетона, но мечтает бросить все и махнуть в деревню. Пока, правда, нельзя - "надо делать деньги". Хотя Андрею впору делать инъекции успокоительного: нервотрепка начинается прямо с утра, когда они с супругой привычно начинают мериться зарплатами, и продолжается на работе - там случается форс-мажор, контора жжет архивы и сливает "черную" бухгалтерию на флэш-карту. Заканчивается все вечером "моментом истины": вернувшись домой, Андрей застает жену в компании очень важного человека Геннадия Михалыча. Взбешенный герой хлопает дверью, берет в заложники ту самую флэшку и сисадмина Котика (Евгений Стычкин) и бежит-таки в деревню. В погоню отправляется весь высший менеджмент на вертолетах, арендованных в интернете, а в деревне все со страшной силой сливаются с природой - Андрей с Котиком ходят на байдарке, Виктория - по грибы.

В 1993 году, после фильма "Стрелец неприкаянный", критик Наталья Сивирля рекомендовала Георгию Шенгелия воздержаться от кинорежиссуры. Шенгелия совету не внял и держится вот уже тринадцать лет - вопреки всем законам здравого смысла, вкуса и высшей справедливости. Режиссерский стиль с тех пор не изменился ни на йоту - "Флэш.Ка" выглядит осколком эпохи накопления первичного капитала, для образной завершенности в кадре не хватает разве что Александра Панкратова-Черного.

Детали вызывают теплое чувство ностальгии: с лица главного героя не сходит улыбка сенильного оптимизма, словно он не играет в экшене, а рекламирует инвестиционные фонды, слова "наезд", "менеджеры" и "затрахал" даются актерам не без труда, лучший эпизод фильма на дискотеке живо напоминает перестроечный антишедевр "Танцплощадка". А самое приятное то, что тут не надо никому сопереживать - в борьбе идиотизма со злом остается только держать нейтралитет.

Василий Корецкий, Time Out Москва

Дикари

Жанр: из жизни отдыхающих. Режиссер: Виктор Шамиров. В ролях: Гоша Куценко, Марат Башаров, Алексей Горбунов, Владислав Галкин, Тихон Жизневский. Россия, 2006. 100 мин.

Если фильм снят на курортную тему, то обычно говорят, что актеры и съемочная группа на натуре совмещали приятное с полезным. В случае с "Дикарями" полезная составляющая если и была, то осталась где-то на полу монтажной. Фильм документирует тяжелый случай отпускной деградации, отупляющего солнечного удара, нанесенного под звуки шлягера "Черные глаза".

История разбита на недоновеллы (каждой из них предшествует титр), в которых персонажи, связанные разве что пещерной моралью (см. название), под руководством умудренного жизнью стриптизера демонстрируют особенности национального отдыха в Крыму. То есть валяют ваньку, потребляя в огромных количествах спонсорскую водку. Актер Галкин, напялив тюбетейку, старательно имитирует оргазм. Куценко и Башаров весь фильм соревнуются, кто из них наденет самый нелепый головной убор. За полтора часа экранного времени в фильме не встречается больше ни одного мало-мальски симпатичного лица - и чем меньше роль, тем противнее рожа. Каждые 15 минут в кадр входят девушки топлес, бредущие с какой-то неизбывной обреченностью, словно в финале их ожидает не конец отпуска, а какой-нибудь порно-ад. "Мне жарко!" - "Ну и что?" - "Ничего!" - "Ну и все!"

Действительно, ну и что? Тут ведь все затевалось не ради диалогов, это же не лирическая комедия, как, вероятно, полагают создатели. Это кино, принадлежащее уже вполне самостоятельному жанру - тому, где появляется голая задница Гоши Куценко. И на ее фоне все остальное - лишь шелест за кормой.

Илья Миллер, Time Out Москва

Не зарекайся / Il ne faut jurer... de rien!

Жанр: матримониальная комедия. Режиссер: Эрик Циваньян. В ролях: Жан Дюжарден, Жерар Жиньо, Мелани Дютей. Франция, 2005. 101 мин.

Убежденный холостяк Валентин (Жан Дюжарден) не верит в любовь - только в красное вино, карты и гризеток. Его дядюшка Ван Бак (Жерар Жиньо) тоже не очень верит в чувства, вину предпочитает торговлю и верный доход и собирается женить племянника на обедневшей, но благородной баронессе Цецилии (Мелани Дютей). Валентин не хочет связывать себя женитьбой и берется за сутки соблазнить потенциальную невесту, доказав таким образом ее никчемность. Остальное можно узнать из одноименной комедии Альфреда де Мюссе. Или из фильма - Дютей проказничает там не хуже Киры Найтли в "Пиратах Карибского моря" и даже покуривает тайком.

Дарья Серебряная, Time Out Москва

Рога и копыта / Barnyard

Жанр: зоопарк. Режиссер: Стив Одекерк. США, 2006. 90 мин.

Нарисованная в 3D комедия Стива Одекерка - режиссера животного детектива "Эйс Вентура. Когда зовет природа" (та серия, которая несмешная) и автора сценариев к "Чокнутому профессору" и "Брюсу Всемогущему". Как и все анимационные зоофильмы новой волны, этот рассказывает об обретении зверьми свободы. Пользуясь отлучкой хозяев, обитатели фермы приобщаются к людским удовольствиям - от прямохождения до автовождения. Местами типа весело, но вообще-то, глядя на вымя коровы, похожее на торчащий из живота вантуз, все больше скучаешь по фильмам старого доброго Диснея.

Кирилл Алехин, Time Out Москва

Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен / Deck the Halls

Жанр: рождественская комедия. Режиссер: Джон Уайтселл. В ролях: Мэтью Бродерик, Дэнни Де Вито, Алия Шоукэт, Кристин Дэвис. США, 2006. 105 мин.

Чудовищный фарс о приготовлениях к Рождеству в маленьком массачусетском городке. Наполеоновские и расписанные с точностью до минуты планы местного активиста Стива Финча (Мэтью Бродерик) по проведению предпраздничных мероприятий разбиты появлением нового соседа, продавца по имени Бадди Холл (Дэнни Де Вито). Бадди увешивает свой дом такой иллюминацией, что ее видно из космоса (намек на Вифлеемскую звезду). Вдобавок к прожекторам Бадди загоняет на свой участок целое стадо - ну чтобы все было как в ту самую ночь. В финале, как утверждает англоязычный пресс-релиз фильма, "все познают истинное значение Рождества". Звучит жутко, но интригующе.

Дарья Серебряная, Time Out Москва