"Хранители" на подходе

В США готовят экранизацию самого обласканного критиками комикса в мире

В марте 2009 года на экраны кинотеатров США выйдет картина "Хранители" ("Watchmen") студии Warner Bros., снятая режиссером Заком Снайдером, известным по работе над лентой "300 спартанцев". В основу фильма лег одноименный 12-серийный графический роман Алана Мура (Alan Moore), одного из самых известных и признанных авторов комиксов в мире.

После того, как в 2008 году Warner Bros. выпустила на экраны максимально реалистичного "Темного рыцаря" Кристофера Нолана (новая версия приключений Бэтмана), трехчасовая экранизация "Watchmen" продюсеров студии уже не пугает. В случае успеха студии зрителей ждет действительно необычное зрелище, ведь опубликованный в 1986 году комикс Мура вышел далеко за пределы жанровых произведений о супергероях. Не зря он был удостоен Hugo Award, став единственным комиксом, получившим эту престижную награду фантастов, а также вошел в список 100 лучших романов на английском языке журнала Time.

Название "Watchmen" в комиксе относится к группе людей, защищающих общество от него же. Непосредственно в самом графическом романе Мура это название появляется лишь в надписях, которые разъяренные граждане США пишут краской на стенах: "Кто присматривает за хранителями?" (в оригинале -"Who watches the watchmen?").

В "Watchmen" Мура действие происходит в альтернативной реальности, где президентом США все еще является Ричард Никсон, а мир стоит на грани апокалипсиса. Войска Советского Союза, победив в Афганистане, движутся в сторону Пакистана. США же побеждают в войне во Вьетнаме, выжигая население страны напалмом. Персонаж по имени Роршах, некогда входивший в состав команды ряженых в костюмы героев, боровшихся с преступностью, начинает расследование смерти своего бывшего партнера Комедианта. Постепенно Роршах и его союзники приходят к выводу, что они втянуты в заговор, способный изменить ход истории.

Мур часто использовал в своих комиксах нетривиальные ходы. В "V For Vendetta" в качестве главного героя Мур представил террориста, мир анархии которого немногим лучше установленного в альтернативной Британии тоталитарного режима. Еще один пример - комикс Мура "Marvelman", где супергерой, наделенный неограниченной силой, устанавливает на земле порядок, существование человека в котором бессмысленно.

Герои "Watchmen" как бы и не герои вовсе. Суперспособностей нет почти ни у кого. Да и вообще их деятельность в мире запрещена законодательным актом. Психологические портреты героев Мура также чрезвычайно сложны. Двойная жизнь, которой мучается миллиардер Брюс Уэйн (он же Бэтман), на фоне этих личностей выглядит довольно легковесно. Один из героев "Watchmen" - маньяк-социопат, который часто пытает своих жертв, чтобы получить информацию. Другой - обрюзгший импотент. Третий - лишенный эмоций полубог, жертва эксперимента по квантовой физике, который воспринимает людей лишь на субатомном уровне. Четвертый - убийца и насильник, упивающийся собственной силой.

Сценарий "Watchmen", аккуратно выписанный, через 20 лет после публикации нисколько не поскучнел. Напротив, комикс приобрел новое звучание после событий 2001 года, ведь кульминация комикса - сцена массового уничтожения людей в Нью-Йорке.

То, что начинается как расследование смерти одного из отставных суперменов, превращается в масштабное путешествие героев в глубь самих себя. Мур заставляет каждого из них решить, готовы ли они пойти на сделку с собственной совестью, потеряв право называться героями. Да и могут ли быть героями люди, которым присущи все возможные слабости и пороки, в мире, которому они не нужны. Злодей в "Watchmen" также весьма своеобразный персонаж, еще один герой, который полагает, что может спасти мир от, казалось бы, уже неизбежной войны, сфабриковав для этого другую.

Мур никогда не планировал развивать "Watchmen" далее, не планировал делать сиквелов и зарабатывать дополнительные деньги на своем комиксе. Неудивительно, что и к экранизации своей картины он отнесся более чем прохладно, заявив, что проект Warner Bros. ему попросту неинтересен. По словам Мура, которого еще в конце 1980-х годов расспрашивал на тему экранизации "Watchmen" режиссер Терри Гиллиам, таковая попросту не нужна. Более того, в интервью журналу EW художник заявил, что ему совсем не понравился фильм "300 спартанцев" Снайдера. Мур считает, что лента не только не скрыла промахи комикса Фрэнка Миллера, но, напротив, только подчеркнула их. "Фильм получился расистским, гомофобским и сверх всего этого - безупречно тупым", - утверждал Мур.

Снайдер же, напротив, восторгается Муром и надеется, что когда-нибудь тот посмотрит его фильм и согласится, что режиссер не слишком сильно испортил его комикс. Стоит отметить, что в фильме нет больших голливудских звезд (чтобы не смазать образы героев "Watchmen"), а саму ленту Снайдер, судя по трейлеру, снимает, используя комикс Мура чуть ли не в качестве раскадровки (впрочем, фильму "300 спартанцев" это не помогло).

Понятно, что студия должна обеспечить себе доход от картины, бюджет которой, можно не сомневаться, просто огромен. Сейчас предсказать, насколько экранизация столь далекого от мейнстрима кинокомикса о супергероях будет успешна в прокате, практически невозможно. Поэтому Warner Bros. желает залезть в карман к зрителям сразу несколько раз подряд.

Учитывая то, что Снайдер отснял материала на трехчасовой фильм, Warner Bros. намерена сократить хронометраж картины до двух с половиной часов. Скорее всего, это приведет к появлению двух версий фильма - режиссерской и прокатной. При этом версия Снайдера грозит растянуться на пять часов. Произойдет это в том случае, если Warner Bros. и Снайдер решатся вставить в картину комикс о свихнувшемся моряке, рассказ в рассказе, который Мур сделал неотъемлемой частью "Watchmen". Для этого Снайдер снял параллельно Watchmen" еще один полнометражный анимационный фильм, который студия выпустит одновременно с премьерой кинофильма, причем мультфильм выйдет сразу на DVD. Сейчас по-прежнему неясно, как в конечном итоге создатели картины обойдутся с этим материалом, однако, по-видимому, именно о таких вещах говорит Мур, когда утверждает, что нормальная экранизация его комикса невозможна.

Снайдер по большому счету рискует карьерой. И дело не в том, что он наверняка станет объектом ненависти миллионов преданных фанатов Мура. После премьеры "300 спартанцев" его называли чуть ли не королем киноадаптаций комиксов, поэтому провала "Watchmen" студийные боссы могут ему и не простить.