На этой неделе стало известно, что из-за последствий финансового кризиса в Москве будет сокращено бюджетное финансирование строительства гаражей.
По словам первого заместителя руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства столицы Константина Королевского, у мэрии нет возможности обеспечить объемы финансирования, необходимые для реализации программы в полном объеме. Точные цифры пока неизвестны, однако чиновник подчеркнул, что сокращение будет существенным.
Напомним, что в начале 2008 года городские власти приняли проект столичной программы гаражного строительства. В нем предусматривалось, что к 2010 году за счет бюджета города будет создано в общей сложности 395 тысяч машиномест. При таких объемах ввода новых гаражей потребность в обеспечении жителей Москвы местами для парковки была бы удовлетворена на 56 процентов.
Таким образом, если финансирование программы будет сокращено, "гаражный вопрос" останется открытым для большинства владельцев автотранспорта. А по прогнозам Московского транспортного союза, к 2010 году в столице будет насчитываться более четырех миллионов автомобилей. И тогда проблема дефицита парковочных мест примет угрожающий масштаб.
Все это демонстрирует, что существующие на сегодняшний день механизмы обеспечения столицы парковочными площадями далеки от совершенства и требуют существенной доработки.
Поскольку на сегодняшний день рыночная стоимость капитального гаража в столице достигает 25 тысяч долларов, далеко не все москвичи могут позволить себе такую покупку. Следовательно, наиболее эффективными способами решения проблемы могут стать различные льготные социальные программы.
Депутаты Мосгордумы уже начали обсуждать возможность использования льготных схем. В частности, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов предложил ввести в Москве социальную гаражную ипотеку. По его мнению, льготные схемы, используемые при предоставлении жилья, могут быть эффективны и в области гаражного строительства.
Действительно, гараж, как предмет залога, гораздо удобнее по сравнению с квартирой. Во-первых, он освобожден от различных обременений, а во-вторых, в отношении приобретения гаражей значительно проще организована документальная сторона вопроса. Следовательно, если в гаражном строительстве будет применяться схема социальной ипотеки, аналогичная действующей в сфере жилой недвижимости, москвичи получат возможность приобретать гараж по цене ниже рыночной.
Социальная ипотека предусматривает возможность получения ипотечного кредита на льготных условиях: по этой схеме кредиты предоставляются на длительные сроки при меньших процентных ставках. Это становится возможным благодаря дополнительным гарантиям как со стороны предоставляющего кредит банка, так и со стороны московского правительства. При этом банк, помимо прочего, гарантирует не повышать ставку по займу социальной ипотеки в будущем.
Существует несколько вариантов социальной ипотеки: дотирование процентной ставки по ипотечному кредиту, предоставление субсидии на часть стоимости недвижимого имущества, а также продажа государственного имущества в кредит по льготной цене.
Таким образом, необходимая для приобретения гаража сумма будет складываться из ипотечного кредита, выделенной из городского бюджета субсидии (выдаваемой либо на компенсацию процентной ставки, либо в качестве первоначального взноса), а также из личных средств заемщика.
Одним из наиболее важных достоинств схемы социального ипотечного кредитования является тот факт, что очередники смогут приобретать гаражи, построенное не только за счет города. Благодаря этому такая схема прекрасно сочетается с будущей стратегией, которую намерены проводить московские власти - то есть привлечения соинвесторов к гаражному строительству.
Однако в последнее время банки серьезно ужесточили условия ипотечного кредитования и очень осторожно подходят к выдаче кредитов: резко возросли требования к потенциальным заемщикам, увеличен размер первоначального взноса. В подобных условиях перспектива того, что социальная ипотека найдет широкое распространение среди льготных категорий граждан, достаточно туманна. Впрочем, есть вероятность, что существующие гарантии московского правительства в отношении социальной ипотеки позволят банкам относиться к заемщикам более благосклонно.
Но социальная ипотека – это только одна из возможных схем. Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов предлагает создать в России институт строительных сберегательных касс в качестве альтернативы ипотеке.
По словам Миронова, при использовании строительно-сберегательных касс граждане России смогут получать заемные средства фактически в 2,5 раза дешевле, чем при ипотечном кредитовании. По замыслу разработчиков законопроекта о строительно-сберегательных кассах, при накоплении 20 процентов от стоимости приобретаемого имущества вкладчик сможет получить льготный долгосрочный кредит под 2-3 процента годовых на остальную сумму. Так, например, если вкладчик ежегодно будет пополнять свой счет в кассе суммой, не превышающей 70 тысяч рублей, из бюджета будет на тот же счет начислено 20 процентов от этой суммы, но не более 14 тысяч рублей. Учитывая, что стоимость гаражей на порядок ниже стоимости квартиры, испытать схему сберегательных касс на меньшем объеме средств будет значительно проще. Таким образом, область гаражного строительства может стать хорошим "испытательным полигоном" для подобных идей.
Среда обитания