Вот тут блогеры гадают: какого цвета будет революция в Молдавии? Есть идея: а давайте революция будет "укропная". "Морарь" (ну или что-то очень похожее) – по-румынски "укроп", и одну весьма знаменитую молдавскую девушку, которая носит такую фамилию, русские друзья по этому поводу все время подкалывают.
При чем тут укроп
Чуть меньше полутора лет назад в Россию по указанию Федеральной службы безопасности не пустили журналистку еженедельника The New Times, гражданку Молдавии Наталью Морарь. Судиться было бесполезно. Наталье пришлось заново осесть в родном Кишиневе. Сотрудничество с The New Times она продолжила. Но кое-что безвозвратно изменилось.
Раньше все внимание Морарь было сосредоточено на России. Она была замечена в рядах российской радикальной оппозиции, успела поработать пресс-секретарем ныне в бозе почившей коалиции "Другая Россия". Друзья, которые общались с ней год спустя после ее выдворения из страны, обнаружили, что теперь все ее помыслы занимает родная Молдавия. Остряки могут называть это "свидомостью" (которая, кто бы что ни говорил, бывает не только украинская, но и молдавская, и русская, и какая угодно другая). Охранители могут облегченно вздыхать: "Морарь была выслана из страны. И сейчас мы получаем некоторое представление, по каким основанием это было сделано" [здесь и далее - орфография и пунктуация оригинала. - А.В.]. Или вот еще: "Если справедливы были речи о том, что Н. Г. Морарь не впустили в Россию по научению злопамятного И. И. Сечина, остается лишь преклониться перед неизреченной мудростью Игоря Ивановича".
Так или иначе, в декабре 2008 года она вместе с группой единомышленников создала организацию под названием Think Moldova и стала добиваться решительных (разумеется, в либерально-демократическом духе) перемен в Молдавии.
В том, кто виноват в беспорядках, которые разразились в Молдавии 7 апреля 2009 года, разбираться будут еще долго. Власти пеняют на оппозицию, которая проиграла парламентские выборы, и на соседнюю Румынию. Оппозиция пеняет на провокаторов, подосланных властью, чтобы скомпрометировать политических противников. А вот политизированная русскоязычная блогосфера (и российская, и украинская, и молдавская, и вся остальная) пеняет в основном на Наталью Морарь. Она ж самая знаменитая молдаванка в мире. С ней разве что София Ротару потягается, но уж она-то тут явно ни при чем.
Как это работает
В воскресенье, 5 апреля, в Молдавии состоялись парламентские выборы. Утром в понедельник, 6 апреля, Центральная избирательная комиссия огласила их предварительные итоги. Правящая (с 2001 года) Партия коммунистов Республики Молдова получила 49,91 процента голосов, что гарантирует ей 62-63 из 101 места в парламенте. Президента Молдавии выбирает парламент, и для победы кандидата в первом туре нужен 61 депутатский голос. Итого: Партия коммунистов не только сохранила, но и упрочила власть, а возглавляющий партию президент Владимир Воронин получил возможность сохранить пост или спокойно провести операцию "Преемник". Самому Воронину уже под 70, претензий к нему много и у избирателей, и у элиты, и у других государств (включая Россию), так что, может, пора и на покой. Тем более если можно уйти непобежденным. Вероятным преемником назывался бывший посол в России Владимир Цуркан, хотя в самой Молдавии осведомленным людям в это не верилось.
"Молдова остается единственной современной европейской страной, в которой коммунисты выигрывают третьи выборы подряд", - посетовала Наталья Морарь ночью после выборов, после публикации exit-polls. И тут, кажется, еще не было ничего, кроме разочарования и беспомощности. Началось чуть позже.
Судя по тому, что пишет Морарь дальше, собрались шесть человек и за десять минут придумали, что делать. Технология описана еще в 2002 году в книге Говарда Рейнголда "Умная толпа" на примере свержения филиппинского президента Джозефа Эстрады, обкатана в Сербии в 2000-м при свержении Слободана Милошевича, в Грузии в 2003-м во время "революции роз", на Украине в 2004-м во время "оранжевой революции". Массированная "вирусная" SMS-рассылка, активное использование Веб 2.0 (в первую очередь микроблогов Twitter, в которые можно постить по SMS) – и наутро на площади Штефана чел Маре в центре Кишинева собирается, по данным организаторов, 15 тысяч человек.
Мотивацию тоже придумали. По-своему элегантную. "Выборы - это не сам день голосования, но и предшествующие четыре года, при которых все политические партии должны иметь равный доступ к СМИ", - поясняет Морарь. Ага, то есть в сам день голосования все было нормально. Так, да не так. "Коммунисты включили в избирательные списки 180 тысяч мертвых душ. А еще десятки тысяч живых людей голосовали за них по несколько раз", - приводит "Коммерсант" слова той же Морарь. В общем, с такой мотивацией становятся бесполезными любые аргументы экспертов, что коммунисты, как ни крути, победили на выборах, и спор переходит в философскую плоскость. Впрочем, был бы спор...
То, что задумывалось как довольно банальный и безобидный флешмоб (зажечь на площади свечку в память о погибшей демократии), превратилось в массовый митинг под лозунгами "Лучше быть мертвым, чем красным!" ("Better dead than red" – американский слоган времен маккартизма) и "Мы – румыны!". Организаторы, по словам Морарь, призвали всех разойтись и вернуться на площадь утром 7-го. Сами они рассчитывали за это время получше подготовиться (хотя бы обзавестись еще несколькими мегафонами). Но 7-го их уже никто не слушал. И оппозиционных политиков тоже. Начались погромы.
7 апреля в Кишиневе "упал" интернет. Протестующие, разумеется, немедленно обвинили в этом власти, которые якобы таким образом пытаются дезорганизовать их. Но по многочисленным блогам и сообщениям СМИ складывается ощущение, что дезорганизовывать к этому времени было уже, в общем, нечего – все само собой дезорганизовалось так, что дальше некуда. Провайдеры говорят, что сервера, на которых "лежат" молдавские сайты, просто-напросто не выдержали неожиданно обрушившейся на них популярности.
Теперь в Net.Effect, блоге авторитетного американского журнала Foreign Policy, тщательно и всесторонне анализируют "эффект Twitter". Непосвященные пользователи Twitter гадают, что означает тэг pman (Piata Marii Adunari Nationale – площадь Великого народного собрания в Кишиневе, на которой находятся резиденции парламента и президента, место основных событий). На Facebook группа в поддержку антикоммунистических выступлений в Молдавии объединяет уже почти 2 тысячи человек. Ну а толку-то? Красивая высокотехнологичная бархатная революция обернулась самым обыкновенным бунтом с грабежом.
Наталье Морарь пришлось оправдываться: "[З]а сегодняшнее мародерство наша инициативная группа ответственности не несет. Официальным организатором сегодняшнего митинга является Либерально-Демократическая Партия. Молодежь, которую мы призвали — стоит мирно на площади. Сегодня, во время нашей пресс-конференции, начались беспорядки у администрации президента и парламента. Что в это время делала ЛДП, которая вчера взяла на себя обязательства и ответственность за организацию сегодняшнего митинга — мы не понимаем? (орфография и пунктуация оригинала. - А.В.).
Кто во всем виноват
Днем 7 апреля блогосферу облетел призыв: "Охранители, седлайте жежешечки! В Молдавии революция!". И они оседлали, ох как оседлали!
Несколько постов в ЖЖ Натальи Морарь, в которых рассказывалось, что происходит в Кишиневе, собрали в общей сложности больше тысячи комментариев, и были эти комментарии в основном двух видов: одни просили ее беречь себя и желали удачи, другие желали поражения, тюрьмы, а то и гибели. "Жертвы на твоей совести будут, - грозил, например, leon_spb67. И добавлял: - Правильно, что тебя из РФ выперли".
Особенно много шума среди охранителей наделала вот эта фотография с сайта forum.md (погромщики крушат булыжниками светофор). И Павел Данилин прошелся по "молдавскому гопобыдлу", которое "протестует против светофора", и мистер Паркер провозгласил светофор "коммунистическим", и демотиватор по мотивам картинки изготовили.
"Американские уши" разглядели, конечно, сразу. И в тех же комментах у Морарь про это много. Помилосердствуйте! Не Аркадий ли Мамонтов на государственном телеканале "Россия" неоднократно подробно разъяснял эту технологию? Не Михаил ли Леонтьев на Первом канале рассказывал, как это все работает? Попутно обличая, конечно. Эти двое своим "политпросветом" сэкономили деньги американских налогоплательщиков, которые тратятся на рассылку соответствующих инструкторов в постсоветские страны.
Все по сюжетам
"Отдельно спасибо Наталии Морарь, - с убийственной иронией писала elena_tokareva2. - Это биологическое оружие. Наталия Морарь - сильна. Не зря гэбуха не пустила ее в Россию ... [откровенное хамство не цитирую. - А.В.]. Девушка после изгнания из России неплохо проводила время в Лондоне. Прошла спецобучение. И вот...победила молдавскую полицию!"
Самый популярный российский блогер Рустем Адагамов aka drugoi тоже намекал, что Морарь несет ответственность за происходящее, но про иностранное влияние на нее ничего не говорил.
И уж чего только не навесили на Наталью! Вплоть до того, что она-де "подняла и встала во главе бесхозной общественной силы" – вернувшихся гастарбайтеров.
Да кого она там возглавила! Погромы никто не возглавляет – они происходят сами собой. "И это, - прислушаемся к Илье Яшину, - всегда – момент истины для оппозиции. Если провокации пресекаются, и ненасильственный характер протеста сохраняется – шанс на победу есть. Если начинаются погромы и беспорядки – это моральный крах лидеров оппозиции, которые не в состоянии обуздать своих радикалов".
Что еще почитать
Большим агрегатором новостей из СМИ и блогов о происходящем в Кишиневе стал пост в ЖЖ g0blin. Агрегатор поменьше - у simpleobsession. Главные "народные" новостные сервисы - forum.md, ЖЖ-сообщество md_community и Twitter (прежде всего блогер 1arsz). Как обычно, много любительских фотографий, много видео (снятого чаще всего мобильным телефоном) на YouTube, - словом, вполне объемную "картинку" составить можно. И того, что происходит, и того, что люди, оказавшиеся в эпицентре событий, об этом думают.
Остается только удивляться: а куда ж подевались все эти интернетизированные активисты, мобилизованные Натальей Морарь и ее соратниками через Сеть? Они ведь, по идее, должны быть активными блогерами и в первых рядах разъяснять свою позицию, продвигать свою версию событий. Но их настолько мало, что их робкие голоса прямо-таки тонут в хоре российских охранителей и молдавских блогеров, которые ругают протестующих и погромщиков (не особо их различая) последними словами. Так где же хоть пара тысчонок из тех 15 тысяч? Все на майдане? Или сдулись? Или...?