Первый день саммита "Большой двадцатки" показал - все более значимую роль в мире стали играть развивающиеся страны: на саммите было принято решение о передаче основных полномочий по глобальным экономическим вопросам "Большой двадцатке". "Большая восьмерка" теперь будет больше заниматься политическими проблемами, например, международной безопасностью.
То, что G20 решила взять на себя роль общемирового экономического регулятора, не удивительно. Такое решение фактически идет в ногу с реалиями мировой экономики, где за последние несколько лет произошли серьезные изменения. В частности, развивающаяся экономика Китая обогнала развитую Германии и стала третьей по величине в мире. Шанс повлиять на мировую экономику теперь появился и у Индии и Бразилии, являющихся членами G20, но не входящих в G8.
По словам премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, G20 намерена создать систему экономического сотрудничества, которая бы распространялась на весь мир. "У нас есть единственный шанс, чтобы добиться значительных успехов в международном сотрудничестве", - приводит слова британского премьера Bloomberg.
На деле "международное сотрудничество" будет означать, что каждая страна G20 сможет принимать участие в разработке и реализации международной экономической политики, а также реформировать глобальную финансовую систему. На страны "Большой двадцатки" приходится около 85 процентов всего мирового валового внутреннего продукта. Для сравнения, G8 контролирует немногим больше 66 процентов мирового ВВП.
Чем конкретно планирует заниматься G20 в роли совета по глобальному экономическому сотрудничеству, станет ясно по окончании второго дня саммита 25 сентября 2009 года, когда будет обнародовано итоговое коммюнике. Пока в качестве безотлагательных вопросов были названы снижение зависимости мировой экономики от американских потребителей, повышение внутреннего потребительского спроса в Китае, а также сокращение объемов международных заимствований.
Кроме того, G20 пообещала не сворачивать антикризисные меры до тех пор, пока не будет достигнут стабильный рост мировой экономики. Планируется также тщательно проработать и ввести в действие новые правила регулирования банковской системы. "Большая двадцатка" также пообещала завершить в 2010 году Дохийский раунд переговоров о либерализации мировой торговли, провалившийся в июле 2008 года.
Предполагается, что каждое из государств G20 будет регулярно подвергаться анализу на предмет соответствия ее экономической политики принципам "Большой двадцатки". Пока неизвестно, будет ли при G20 создан специальный орган для проведения такого мониторинга, или этим будет заниматься, к примеру, уже существующий Совет финансовой стабильности (СФС).
МВФ и квоты
Лидеры "Большой двадцатки" решили также упрочить положение развивающихся экономик и в Международном валютном фонде (МВФ), за счет реформы квот в уставном капитале организации. "Мы пришли к соглашению о реформе МВФ с тем, чтобы недостаточно представленные в совете управляющих страны смогли обрести в нем большее влияние", - пояснил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.Как ожидается, изменение в квотах в пользу развивающихся стран составит пять процентных пунктов. Об этом заявил комиссар Евросоюза по вопросам экономики Хоакин Альмуния, который, впрочем, не стал приводить более конкретных данных о новом распределении квот. Исходя из текущей схемы распределения доля развивающихся стран в уставном капитале МВФ вырастет до 48 процентов. Голоса 186 государств-членов МВФ распределяются в фонде в соответствии с размером их квот в уставном капитале.
Квоты рассчитываются на основании сложной формулы, которая включает в себя размер экономики страны, ее торговый баланс, валютные резервы и ряд других показателей. По видимому, эта формула и будет изменена. Сейчас в совете управляющих МВФ наибольший вес имеют США и некоторые страны Европы. Ранее власти Китая неоднократно заявляли, что несмотря на возросшую роль страны в мировой экономике, ее полномочия в МВФ практически не изменились.
Согласно прогнозу банка JPMorgan Chase, рост развивающихся экономик в 2009 году составит 0,5 процента, а в 2010-м - 5,8 процента. Для сравнения, развитые экономики в текущем году сократятся на 3,3 процента и вырастут всего на 2,8 процента в 2010 году.
Банки и нефть
Вопреки ожиданиям, вопрос регулирования банковских бонусов на G20 не стал центральным, хотя ему и было уделено много времени. По итогам первого дня саммита "Большая двадцатка" решила ввести ограничения на бонусы руководителей финансовых организаций. По мнению лидеров G20, высокие бонусы банкиров стали одной из основных причин глобального кризиса, поскольку ради получения высоких премиальных руководство финансовых организаций зачастую заключало рискованные сделки, не принимая во внимание возможные долгосрочные последствия.Теперь главы государств G20 должны будут на правительственном уровне принять основные принципы ограничения банковских бонусов. По словам представителя Канады, сопредседательствующей в СФС, каждое государство вправе самостоятельно определять ту степень, в которой эти принципы должны быть введены на его территории.
В целом новые правила, одобренные "Большой двадцаткой", предусматривают отказ банков от гарантированных премиальных, а также постепенную выплату бонусов на протяжении трех лет. Кроме того, банки обязаны будут выплачивать руководству часть премиальных акциями, а не деньгами, как это было принято до сих пор. Предполагается также, что премиальные и зарплаты руководителей банков будут жестко привязаны к финансовым результатам организации.
Банковский вопрос стал не единственным на G20. "Большая двадцатка" также приняла решение об отказе от субсидирования нефтяной промышленности. Впрочем, точных сроков, когда это решение вступит в силу, названо не было. По оценке G20, дотации на нефтепродукты являются главной причиной роста энергопотребления, а также препятствуют развитию "чистой энергетики".
В G20 некоторые государства дотируют нефтяную и угольную отрасли. В частности, субсидированием занимаются Россия, Индия и Китай. Дотации позволяют этим государствам искусственно занижать цены на топливо. Предполагается, что отказ от субсидий позволит несколько сократить потребление нефтепродуктов и уменьшить эмиссию парниковых газов на 10 процентов к 2050 году.
На волне кризиса
История "Большой двадцатки" начиналась с "Большой шестерки", которая оформилась в 1975 году, когда во Франции прошел саммит глав США, Великобритании, ФРГ, Италии, Японии и самой Франции. Идея проведения подобных саммитов возникла в связи с экономическим кризисом 1970-х годов, а также обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по финансовым вопросам.В 1976 году G6 стала G7, включив в свой состав Канаду. Россия присоединилась к саммиту в 1990-х годах, однако "Большая восьмерка" функционировала в режиме "7+1". Россия не допускалась на открытие саммита и первый тур переговоров. В 2002 году "Большая восьмерка" официально стала G8, однако положение России в ней изменилось мало - страна принимает участие в общем саммите, но не приглашается на совещание министров финансов.
Саммиты в формате G20 проводятся с ноября 2008 года. Всего подобных встреч на высшем уровне состоялось три: в ноябре прошлого года, апреле и сентябре текущего. До этого "Большая двадцатка" с 1999 года функционировала только в ежегодном формате совещаний министров финансов и глав центробанков 20 стран с крупнейшими экономиками.
Членами G20 являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония и Евросоюз. Кроме того, в саммитах "Большой двадцатки" также принимаются участие МВФ, Европейский центробанк и Всемирный банк.
Поводом для создания G20 стал финансовый кризис 1998 года, а также требования стран с развивающейся экономикой, которые прежде не могли принимать участия в принятии глобальных экономических решений. Кризис 2008 года стал поводом для усиления позиций "Большой двадцатки", которая в ноябре прошлого года взялась активно обсуждать судьбы глобальной экономики. Правда до сих пор более или менее конструктивных решений принято не было.
Не исключено, что их не будет принято и в этот раз (не считая разве что антикризисных мер и регулирования банковских бонусов). Дело в том, что США уже давно играют главную роль, как в мировой экономике, так и в МВФ, и изменение баланса сил в сторону развивающихся экономик этой стране явно не выгодно. Не выгодно это и Европе, которая также обладает определенным весом в глобальной системе.