Новости партнеров

Череп и кисти

Найдены останки Караваджо

В середине июня получил завершение арт-детектив, длившийся более полугода: группа итальянских ученых заявила об успешном окончании поисков останков Караваджо, великого барочного живописца, жившего на рубеже XVI-XVII веков.

Микеланджело Меризи (он же Караваджо) жил быстро и умер молодым; он много путешествовал по Италии (причем не всегда по доброй воле), был авантюристом и забиякой, а еще - гениальным художником, реформатором живописи, великим мастером светотени. Караваджо родился в Милане в 1571 году, проживал в Ломбардии и в Венеции, затем перебрался в Рим, где добился успеха. Успех не остудил его буйного характера; художник неоднократно участвовал в схватках, однако его влиятельные покровители каждый раз помогали ему избежать неприятностей. Тем не менее, в 1606 году Караваджо убил (возможно, случайно) юношу по имени Рануччо Томассони, и защитники живописца не смогли ничего сделать.

Караваджо был вынужден бежать от преследования римских властей в Неаполь, где также обрел популярность благодаря своему таланту. Тем не менее, на новом месте он не задержался и перебрался на Мальту, где, по всей видимости, надеялся получить прощение за смерть Томассони от великого магистра Мальтийского ордена. Там Караваджо был объявлен официальным художником госпитальеров, однако трудный характер недолго позволил живописцу наслаждаться славой и почестями. В августе 1608 года его арестовали, и опять за драку, а в декабре изгнали как паршивую овцу из стада.

После этого Караваджо перебрался на Сицилию и создал там новые шедевры, однако провел на острове всего девять месяцев и сбежал в Неаполь - по свидетельству биографов, также от врагов, надеясь вернуться к прежним покровителям. Однако там на Караваджо было совершено покушение; первоначально даже разошелся слух, что художник погиб, однако затем выяснилось, что он был ранен в лицо.

Летом 1610 года Караваджо получил известие о том, что ему гарантировано прощение в Риме, и отплыл из Неаполя на север. Что произошло далее, доподлинно неизвестно, но в конце июля появились первые сообщения о смерти художника от лихорадки. Вскоре друг Караваджо подтвердил эти слухи и назвал дату кончины - 17 июля. Впоследствии был найден документ, в котором было указано и место смерти - тосканский прибрежный город Порто Эрколе.

Обстоятельства смерти Караваджо, а также место его захоронения, оставались неизвестны в течение 400 лет. "Юбилейный" 2010 год, однако, оказался отмечен всплеском караваджомании; тематические выставки в Италии и за рубежом собирают столько поклонников, сколько раньше было только у Леонардо. Неудивительно, что к круглой дате со дня смерти оказались приурочены и околохудожественные события - такие, как поиски останков Караваджо.

Этим проектом занимались четыре итальянских университета - Болоньи, Аквилы, Саленто и Равенны. С самого начала поиски широко освещались в СМИ - и не только из-за важности события и славы художника. Дело в том, что одним из руководителей проекта был назначен Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), популяризатор истории и искусствоведения, регулярно появляющийся на итальянском ТВ. Караваджо стал далеко не первой "жертвой" синьора Винчети. Он раскапывал могилу Данте, чтобы воссоздать облик автора "Комедии" по черепу; он эксгумировал останки выдающегося гуманиста Пико делла Мирандолы; он забрался в могилу Петрарки и обнаружил, что череп поэта подменили на девичий; наконец, он нашел место захоронения поэта Маттео Боярдо. Еще до окончания проекта "Караваджо" Винчети заявил, что следующим в его списке будет Леонардо да Винчи.

Исследователи решили довериться сообщениям о том, что Караваджо скончался в Порто Эрколе и был захоронен на кладбище при церкви Святого Себастьяна. В 1956 году кладбище было закрыто, а останки перенесли на кладбище Святого Эразма. В декабре 2009 года специалисты начали работу в одной из трех его крипт, где находились 30-40 комплектов костей. Они провели сортировку "на глаз", выбрав останки, принадлежавшие молодым мужчинам, которые скончались в начале XVII века.

С отобранными останками ученые пошли в лабораторию, которая была специально оборудована в здании местной школы. Там круг поисков был еще более сужен, после чего наиболее вероятные "кандидаты" были отправлены на исследование на кафедру антропологии университета Равенны. Там для начала было проведено радиоуглеродное датирование, для того чтобы выяснить точный возраст останков. Затем кости проверили на содержание свинца и ртути - металлов, которые использовали художники во времена Караваджо. Наконец, были проведены анализы ДНК; образцы взяли у жителей северного городка, где художник взрослел, и который тоже называется Караваджо. Детей у живописца не было, и ученые искали потомков его брата - поэтому брали анализы у тех, чья фамилия была Меризи или похожая.

Официальные результаты исследования были представлены 16 мая. Вывод таков: обнаружены останки, которые принадлежат Караваджо с 85-процентной вероятностью - и это по самым скромным оценкам. Антрополог Джорджо Группиони (Giorgio Gruppioni) пояснил, что 100-процентного результата добиться не удастся никогда, так как со временем ДНК разрушается и 400 лет - вполне внушительный срок. Находку продемонстрировали журналистам: она состоит из фрагмента лицевой части черепа, двух обломков челюсти, бедра и части крестцовой кости.

И если анализов ДНК оказалось недостаточно для атрибуции, то по всем остальным параметрам найденные кости подошли хорошо: они принадлежат мужчине, скончавшемуся в возрасте от 38 до 40 лет, приблизительно около 1610 года. Кроме того, покойный "кандидат" на право оказаться Караваджо был крепкого телосложения; известно, что художник был около 170 сантиметров ростом и мог считаться высоким для своего времени. Сильвано Винчети уточнил, что у ученых был вариант, где провести новые раскопки, на тот случай если кладбище Святого Эразма не даст положительного результата, однако им повезло с первого раза.

Исследователи выдвинули и гипотезу о причинах смерти художника. Караваджо был серьезно ранен, когда покинул Неаполь, а в Порто Эрколе он прибыл серьезно больным; там он съел зараженной пищи, вследствие чего схватил тифозную лихорадку. Эту версию передает итальянское информагентство ANSA; Associated Press же излагает выводы ученых несколько по-другому: Караваджо, ослабленный болезнью, якобы умер в результате солнечного удара. Сюжет недоказуемый, но с символической точки зрения привлекательный: все же Караваджо рисовал свет как никто другой.