Новости партнеров

90 миллионов на орехи

1 января в прокат выйдет "Щелкунчик и Крысиный король" Андрея Кончаловского

1 января 2011 года в прокат выйдет фильм Андрея Кончаловского "Щелкунчик и Крысиный король". Как уже сообщалось ранее, бюджет проекта, над которым режиссер размышлял на протяжении 40 лет, составил 90 миллионов долларов. 14 декабря в московском кинотеатре "Октябрь" состоялся премьерный показ "Щелкунчика", и российские зрители наконец получили возможность увидеть, как именно распорядился деньгами Кончаловский.

Откуда взялись деньги на проект? Изначально Кончаловский заявлял, что их дали частные иностранные инвесторы. В принципе, в самом начале фильма даже сообщается, что странами-производителями "Щелкунчика" являются Великобритания и Венгрия. Однако в трейлере, который ранее показывали в кинотеатрах, фигурировал Внешэкономбанк. Это заставляло предположить, что не все инвесторы проекта являлись иностранцами.

7 декабря 2010 года, то есть через две недели после того, как "Щелкунчик" вышел в ограниченный прокат в США, "Ведомости" внезапно сообщили, что Внешэкономбанк действительно выступил в качестве инвестора. Причем не простого, а главного. Именно он внес большую часть суммы, потраченной на съемки.

Чуть позже выяснилось, что "большая часть" - это 50 миллионов долларов. Причем между создателями фильма и банком были оформлены кредитные отношения. То есть проекту хорошо бы окупиться. Инвестор предполагал, что сумма будет потрачена не только на производство картины, но и на ее рекламу в России и за рубежом. Кроме того, ВЭБ выделил еще 10,9 миллиона долларов на конкретные цели, а именно на конвертацию фильма в 3D-формат. То есть изначально картина была снята полностью в 2D, но затем создатели решили пойти на поводу у моды. Или посчитали, что 3D-формат обеспечит им большие сборы — ведь стоимость билетов на стереоскопические сеансы выше.

В результате "Щелкунчик" стал самым дорогостоящим кинофильмом, профинансированным за счет российских источников. До сих пор таковым считался проект Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2", стоимость которого составила 55 миллионов долларов.

Впрочем, хватит чужие деньги считать, давайте поговорим о самом фильме. Сюжет такой: в альтернативной Вене 20-х годов прошлого века из-под земли внезапно выросло сооружение, похожее на Охта-центр. Двери у подножия башни открылись, и из них посыпались гигантские крысы — агрессивные и хорошо вооруженные. Возглавлял армию человек с внешностью Энди Уорхола и голосом Филиппа Киркорова. Спасти мир от такой напасти могли только два человека — девочка Мари и принц альтернативной Вены и прилегающих земель. Правда, от действий последнего крысы себя обезопасили, превратив мальчика в деревянную куклу-щелкунчика.

В фильме заняты преимущественно зарубежные актеры. Главные роли исполняют Эль Фэннинг, Джон Туртурро, Натан Лейн. Отечественная актриса в "Щелкунчике" всего одна — и это Юлия "едим дома" Высоцкая. Зато ей достались сразу две роли, впрочем, обе они второстепенные. Высоцкая-фея появляется в кадре пару раз — сначала чтобы наложить на Щелкунчика чары, которые моментально разрушаются, потом и вовсе для красоты. Высоцкой-маме Мари отдали чуть больше экранного времени, правда, толку от нее все равно ноль. В одной из сцен она, например, лопочет что-то бессвязное о своем близком друге, Зигмунде Фрейде.

Да, представьте себе: в сюжет "Щелкунчика" вписали исторических личностей. Фрейда просто упоминают в разговоре. А вот Натан Лейн, например, играет настоящего Эйнштейна — или, как его называет Мари, дядюшку Альберта. Более того, он даже исполняет какую-то невероятную песню о теории относительности. В качестве музыкальной подложки в этом весьма спорном произведении выступает фрагмент из балета Чайковского "Щелкунчик".

Кстати, песня о теории относительности — не единственный эпизод, в котором на музыку Чайковского положили слова. И лучше бы этого не делали, честно говоря. Тексты песен сами по себе не блестящие, а на фоне известных музыкальных произведений они и вовсе кажутся ужасными. Можно было бы предположить, что это как раз те самые "трудности перевода" - оригинальные тексты для песен из "Щелкунчика" написал Тим Райс, и только потом их перевели на русский. Правда, западные критики в один голос говорят о том, что это одна из самых неудачных работ Райса.

Впрочем, зарубежные критики вообще размазали "Щелкунчика" по стенке. Средний балл, который получает лента в различных англоязычных изданиях, - примерно два с половиной из десяти. Сборы картины за три недели в США по данным сайта BoxOfficeMojo составили в районе 193 тысяч долларов — то есть, вообще говоря, катастрофа. Между тем, фильм не так ужасен, как можно подумать, если ориентироваться на эти оценки. То есть "Щелкунчик" плох, конечно, но не настолько. Тем более, в англоязычной версии Крысиного короля озвучивает не Киркоров, так что чего они вообще все жалуются.

В общем, я могу представить зрителей, которым "Щелкунчик" даже понравится. Точнее, понравился бы, если бы не 3D-эффекты, те самые, на которые были потрачены 11 миллионов долларов. При просмотре большинства стереоскопических лент глаза устают; почти всегда очки, выдаваемые в кинотеатрах, требуют определенного привыкания. Но со "Щелкунчиком" ситуация другая — смотреть его в 3D чуть ли не физически больно.

Не будь модного сейчас 3D – работа Кончаловского стала бы очередным рождественским фильмом, проходным, не без очевидных минусов, но по крайней мере смотрибельным. А тот "Щелкунчик", что выходит в кинотеатры 1 января, является двухчасовым высказыванием против стереоскопических картин вообще и снятых на российские деньги в частности.

Кстати, вернемся к деньгам. Создатели картины, разумеется, остались недовольны сборами картины в США и очень рассчитывают на поддержку отечественных зрителей. Так что заявление о том, что "Щелкунчика" финансировали за счет российских источников кажется вполне своевременным. Зрители, может, в большинстве своем останутся недовольны, но на фильм теперь сходят хотя бы из чувства долга. Надо же, в конце концов, поддерживать местные проекты!