Новости партнеров

Своих же наказали

За нарушение ПДД видеокамеры оштрафовали 26 полицейских машин

Столичная ГИБДД подвела итоги первого месяца работы автоматической системы видеофиксации нарушений в области дорожного движения, которая с 1 октября начала работать в полном объеме. За один месяц видеокамеры зафиксировали 19 тысяч 924 случая, когда водители превышали скорость или игнорировали дорожные знаки. Причем среди них были и 26 полицейских автомобилей.

Центр автофиксации административных правонарушений (ЦАФАП) начал работу в полном объеме с октября 2011 года. Видеокамеры, которых изначально насчитывалось 55 штук, функционировали в Москве и раньше, однако в тестовом режиме. Фиксировали они, в основном, нарушения скоростного режима. До внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) это был единственный пункт, по которому можно было выписать штраф без участия инспектора. Размер "повинной" мог доходить до 2,5 тысячи рублей.

С сентября прошлого года камеры, функционирующие в автоматическом режиме, то есть работающие 24 часа в сутки без "отдыха", получили право выписывать штрафы за выезд на полосу встречного движения или нарушение правил остановки и стоянки. При этом за "встречку" автовладелец (а именно он получает извещение о штрафе) может быть наказан на пять тысяч рублей. Правда, извещения о штрафах приходили не каждому нарушителю - в отличие от, например, Московской области, где "видео"-бизнес был поставлен на поток.

Так было до тех пор, пока столичная ГИБДД не объявила о том, что с 1 октября начнет беспощадно наказывать провинившихся. Такая активность была приурочена к началу реализации новой транспортной программы города, которая должна помочь избавить столицу от пробок. Одной из главных мер этого плана стала организация выделенных полос для общественного транспорта, которые стали активно открывать с лета. Камеры должны были стать главными помощниками в том, чтобы уберечь эти дороги от личных автомобилей и незаконной парковки.

Итак, в Москве началась охота на правонарушителей. Как и в 2008 году, когда камеры только начали устанавливать, ГИБДД отказалась называть, где конкретно установлены видеоустройства. Впрочем, это не помешало энтузиастам-водителям составить свою карту. Гаишники поторопились успокоить граждан: щиты с предупреждением о том, что ведется съемка, появятся, однако только в "начале маршрутов".

К поиску камер подключились и СМИ. В частности, газета "Коммерсантъ" выяснила, что на Кутузовском проспекте и Рублево-Успенском шоссе не было установлено ни одной камеры. Однако власти поспешили уверить водителей, что под прицел камер будут попадать не только обычные водители, но и чиновники с мигалками, а также полицейские. Сначала в "Российской газете" появилась публикация о том, что московские камеры начали выписывать штрафы на автомобили с "мигалками". Издание апеллировало к тому, что видеоустройства беспристрастны, они не боятся конфликта с людьми из машины со спецсигналами.

По информации "РГ", камеры начали выписывать штрафы и полицейским автомобилям, а также каретам скорой помощи и пожарным машинам. Позднее ГУ МВД по Москве подтвердило: за месяц в столице на видео были засняты 26 случаев, когда ПДД нарушали полицейские автомобили. В пресс-службе московского управления Министерства внутренних дел "Ленте.ру" сообщили, что не располагают информацией об оштрафованных автомобилях служб скорого реагирования.

В теории главы отделений полиции должны будут наказать своих подчиненных за несоблюдение правил дорожного движения, поскольку без включенных спецсигналов, по российским законам, у правоохранительных органов нет права нарушать ПДД.

С кого именно будут взиматься штрафы за нарушение правил дорожного движения, ни в ГУ МВД по Москве, ни в пресс-службе ГИБДД России не смогли уточнить. Формально штраф должно оплатить лицо, на которое зарегистрирован автомобиль. Если это юридическое лицо (или госструктура), то оно и будет финансово ответственным перед правоохранительными органами. Дальше в организации должны решать самостоятельно, взимать ли штраф с водителя, который нарушил правило, или нет.

Скорее всего, полиция устроит несколько показательных дел - первые штрафники в органах действительно будут наказаны. Не исключено, что в дальнейшем среди полицейских вообще должников не окажется - в конце концов, ведь получается, что МВД штрафует саму себя, а учитывая российские реалии, при таких схемах всегда можно договориться.

Между тем, остается неясным, будут ли штрафовать скорую помощь и пожарных за нарушение правил дорожного движения. Главный недостаток камер в том, что они не способны отличать, включены ли спецсигналы автомобиля. С одной стороны, законы одинаковы для всех, с другой - превышение скорости на 20 километров в час может спасти жизнь человеку. Так что для Москвы этот вопрос по-прежнему остается открытым.

В Воронеже, например, его уже давно решили - там штрафуют и скорые, и МЧС, несмотря на то, что их машины передвигаются, как и положено, с включенными спецсигналами.