Судьба тирана

Как рекламщики используют образы диктаторов

Сеть ресторанов Nando's сняла рекламу под названием "Последний диктатор", в которой президент Зимбабве Роберт Мугабе вспоминает своих умерших друзей-тиранов. Ролик показывает, как грустно Мугабе ужинать в одиночестве, и предлагает посетителям выиграть спецпредложение - ужин на шестерых. Образы диктаторов - это верный способ привлечь внимание людей, чем активно и пользуются рекламщики в своих целях.

Последние короли

Ужин в одиночестве всегда навевает грусть и настраивает на сентиментальный лад: невольно начинаешь жалеть, что у тебя нет компании, особенно, если речь идет о праздничном событии. Именно об этом и снял рекламу южноафриканский ресторан Nando's, показавший, что даже самым страшным тиранам и диктаторам в новогодние праздники хотелось бы оказаться в кругу друзей.

В ролике Nando's президент Зимбабве Роберт Мугабе задумчиво бродит по ресторану, разглядывая именные карточки, стоящие у пустых стульев и нетронутых приборов. Надпись на одной из них - Муаммар Каддафи - наводит его на мысли о беззаботном и счастливом прошлом, в котором он играл со своим ныне покойным другом в водяные пистолетики. Причем, конечно же, Каддафи, прославившийся своей слабостью к драгоценному оружию, играл не с обычным, а золоченым водяным пистолетом. Да и не только с Каддафи Мугабе связывают хорошие воспоминания: вот он изображает "ангелов" на песке вместе с Саддамом Хусейном, вот качает на качелях президента ЮАР Питера Виллема Боту (которого соотечественники прозвали "Большим крокодилом"), вот едет на танке со знаменитым угандийским диктатором Иди Амином, раскинув руки, подобно Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо из "Титаника". После этих идиллических сцен зритель начинает чуть ли не сочувствовать Мугабе, пребывающему на посту президента Зимбабве уже 24 года и недвусмысленно названному в ролике "последним диктатором".

Ресторан Nando's - не первая компания, которая позволила себе поиронизировать над знаменитыми африканскими диктаторами. Так, южноафриканский мобильный оператор Peachmobile ранее снял ролик, в котором Мугабе был изображен в роли обезьяны, сидящей в клетке с надписью "Держите меня взаперти". Ролик рекламировал рингтон в стиле регги со следующим текстом: "Эй, вор Мугабе, ты обокрал мою страну, ты украл все деньги, ты обокрал людей". Комитет по рекламным стандартам ЮАР запретилэтот ролик к показу, назвав его "унижающим достоинство" и "нарушающим права" Роберта Мугабе, а телеканал ETV отказался показывать рекламу, сославшись на то, что в ней высмеивалась политическая фигура в щепетильное предвыборное время. Компания Peachmobile пыталась оспорить свое право на рекламу, заявив, что у нее есть конституционное право смеяться над Мугабе как над деспотом.

Другой южноафриканский сотовый оператор Vodacom снял рекламную пародию на Иди Амина. В ролике бывший диктатор Уганды обсуждает "пропаганду" Vodacom и рассуждает о мнимых достоинствах, которые рекламирует сотовый оператор. Он говорит об оповещениях с прогнозом погоды и показывает на человека, который специально везде следует за его машиной, чтобы сообщать ему, какая температура на улице. Вместо электронной почты у Иди Амина есть команда бегунов, которые "мгновенно" доставляют его сообщения, а вместо мобильного телевидения - человек, который двигает за ним телевизор. И наконец, в то время как у Vodacom есть только рингтоны, у Иди Амина под рукой целый оркестр, который играет для него "Макарену", когда звонит телефон. Каждое подобное сравнение рекламный Иди Амин завершает фразой: "Видите, у нас все это уже есть!"

Не раз поводом для рекламных кампаний становился и бывший глава Ливийской джамахирии Муаммар Каддафи. Cтраховая компания Lifebroker использовала его образ в рекламе, предлагающей застраховать жизнь, а новостной канал France 24 сделал с ним пародию на афишу хичкоковского фильма "Птицы". На постере, рекламирующем Twitter-аккаунт France 24, Каддафи клюют синие птицы, напоминающие знаменитый логотип Twitter. Слоганом для несуществующего фильма The Tweets стала фраза "Когда ты оставляешь только крохи для своего народа, в конце концов ты привлечешь птиц".

Но чаще всего образ Каддафи используют в рекламе организации, выступающие за свободу слова и соблюдение прав человека. Фотографию Каддафи со ртом, как бы зашитым подписями, использовала Amnesty International для кампании "Ваши подписи имеют силу". А Международное общество защиты прав человека изобразило Каддафи, залезшим в страхе на стул, и лежащую у его ног компьютерную "мышку". Журналистская организация "Репортеры без границ" в апреле выпустила с Каддафи постер с подписью "Потому что некоторые рты никогда не скажут правду" (Because there are mouths that will never speak the truth). Всем желающим предлагалось скачать штрих-код с принта и приложить свой смартфон ко рту Каддафи, чтобы услышать, что думают журналисты о свободе слова в Ливии. На двух других подобных постерах были изображены российский премьер-министр Владимир Путин и президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад.

Про Ахмадинеджада и политическую обстановку в Иране рекламщики, конечно, тоже не забывают. Остроумнее всех выступила школа йоги Lotte, которая посоветовала иранскому президенту заниматься медитацией для развития "более гибкого ума". А вот телеканал Russia Today подумал, что, может, не так уж страшен черт, как его малюют, и предложил сравнить, кто представляет большую "ядерную угрозу" для мира - Иран и Ахмадинеджад или США и Барак Обама.

Ужасы прошлого

Хотя образы современных или недавно умерших диктаторов, как видно, вполне популярны у рекламщиков, не забывают в рекламной индустрии и про "классических злодеев".

Немало наград получила вышедшая в этом году реклама водки Amundsen, разработанная украинским агентством Ogilvy & Mather. В ней показывается, как технология шестикратного очищения, которая используется при производстве водки, может превратить даже самого страшного злодея в милого и приятного персонажа: например, Гитлера - в пушистого зайчика, а Сталина - в Санта-Клауса.

Та же пара диктаторов была использована и в рекламе греческого радио Galaxy FM. Адольф Гитлер появился на постерах с афро-прической и подписью "Чернокожие люди - это будущее музыки", а Сталина украсили чубом а-ля Элвис Пресли и подписью "Я благословляю Америку на рок-н-ролл". К рекламным "приятелям" присоединился и Мао Цзэдун, раскрашенный под группу Kiss и заявляющий: "Настоящая культурная революция - это хард-рок".

Но самой скандальной "диктаторской рекламой" стала придуманная в Германии кампания по борьбе со СПИДом. Агентство Regenbogen изобразило, как могли бы выглядеть интимные сцены с Гитлером, Сталиным и Саддамом Хуссейном. Каждый плакат, предупреждающий о возможных последствиях незащищенных половых актов, был подписан слоганом кампании: "СПИД - это убийца миллионов". В рамках кампании был также снят ролик с Гитлером в главной роли.

Похожую идею использовало и другое немецкое агентство Grey, сделавшее несколько принтов для социальной рекламы фармацевтической компании Doc Morris Pharmacies. Реклама, изображавшая Гитлера, Мао Цзэдуна и Осаму бин Ладена в виде сперматозоидов, призывала пользоваться презервативами - видимо, чтобы на свет появлялось меньше потенциальных злодеев.