Борьба политиков-республиканцев за выдвижение в президенты США от своей партии приняла неожиданный оборот. На праймериз в Южной Каролине, которые прошли 21 января, победил бывший спикер Палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич. До последнего момента фаворитом считался экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни.
Поражение в Южной Каролине Митта Ромни, фаворита гонки, было столь же неожиданным, сколь и полным. Еще за несколько дней до праймериз опросы предрекали ему безоговорочную победу. Так, опрос, проведенный при участии CNN и опубликованный 18 января, свидетельствовал о том, что экс-губернатор Массачусетса опередит Ньюта Гингрича на десять процентов (33 процента против 23). И только перед самыми выборами ситуация изменилась и Гингрич заручился поддержкой большинства избирателей.
В итоге Гингрич получил 41 процент, Ромни - 28, бывший сенатор от Пенсильвании Рик Санторум - 17 процентов, конгрессмен Рон Пол - 13. В победе Митта Ромни в Южной Каролине и раньше существовали сомнения. Республиканский электорат там довольно консервативен, а за экс-губернатором Массачусетса закрепился имидж либерала. В 1990-е годы он поддерживал право на аборты и ограничения на продажу оружия, что идет вразрез со взглядами консервативных республиканцев. С тех пор взгляды Ромни изменились, однако сомнения по поводу того, настоящий ли он республиканец, остались.
Кампания Ромни вообще вступила в полосу невезения. Он не только потерпел поражение в Южной Каролине, но и, как выяснилось, проиграл кокусы в Айове. Последняя новость - тоже неожиданная - появилась 19 января после пересчета голосов. Согласно первоначальным данным, на кокусах, прошедших 3 января, Ромни опередил экс-сенатора от Пенсильвании Рика Санторума на восемь голосов. Однако позднее выяснилось, что он отстал от Санторума на 34 голоса. Признание победы последнего, впрочем, стало лишь формальностью - результаты на ряде участков признали утерянными, так что кто победил на самом деле, неизвестно. В какой-то момент опросы отдавали лидерство в Айове Гингричу, но тогда он пришел лишь четвертым.
Гингрич придерживается традиционных для республиканцев взглядов на экономику, которая в ходе нынешней кампании находится в центре внимания. Взгляды эти можно изложить следующим образом. Богатство Америки - дело рук частного бизнеса, предпринимателей, которые, конкурируя в рыночной среде, заинтересованы в производстве большого количества качественных товаров по наиболее низким ценам. Вмешательство государства в такую экономику может только вредить. Повышая налоги, правительство забирает деньги у наиболее производительной части населения и раздает их в качестве пособий тем, кто стремится жить за чужой счет. Социальные пособия формируют культуру иждивенчества, несовместимую с американскими ценностями. Платя людям за их бедность, правительство увеличивает число бедных, создавая своеобразный спрос на нищету. Республиканцы традиционно обвиняют демократов в намерении поставить в зависимость от государственной помощи как можно большее число американцев - получатели пособий обычно голосуют как раз за демократов.
Победа в Южной Каролине стала для Гингрича триумфом. Особую важность ей придает тот факт, что развеялись сомнения по поводу его популярности среди христиан-евангелистов. Республиканский электорат в Южной Каролине состоит из них на две трети. Они консервативнее, чем ряд других протестантских групп. Были подозрения, что Гингрич, у которого уже третья по счету жена, их поддержки не получит. Не должно было добавить ему популярности и то, что в 2009 году он перешел в католичество (с рождения Гингрич был лютеранином, позднее стал баптистом). И вот, по данным экзит-поллов, 44 процента евангелистов поддержали именно его.
Победе Гингрича не помешало даже разоблачительное интервью его второй жены, которое телеканал ABC опубликовал за два дня до праймериз. Марианна Гингрич рассказала, что супруг предлагал ей согласиться на так называемый "открытый брак", при котором допускаются половые связи с другими партнерами. Не секрет, что у Гингрича в период второго брака был роман с его помощницей Каллистой Бисек (Callista Bisek), которая потом стала его третьей женой. Так что заявление Марианны не казалось невероятным. Создалось впечатление, что консервативные христиане, составляющие основную часть республиканского электората Южной Каролины, этого Гингричу не простят - ведь речь шла о неуважении к институту брака.
Ситуацию усугубило то, что журналист CNN, который вел дебаты республиканцев 19 января, решил с этого вопроса их и начать. И вот тут Гингрич проявил чудеса политической находчивости. Он обрушился с критикой на самого журналиста и CNN, обвинив их во вторжении в свою личную жизнь. Он предположил, что либеральные СМИ специально устраивают нападки на республиканцев, чтобы помочь Бараку Обаме. Зрители, собравшиеся в зале, встретили заявления Гингрича с большим воодушевлением. Республиканцы ведущие СМИ недолюбливают, так что ход оказался беспроигрышным. В этот момент Гингрич, по всей видимости, и обеспечил себе победу на праймериз.
Впрочем, успех Гингрича объясняется не только его находчивостью, но и большим просчетом Ромни. От него давно требуют опубликовать налоговую декларацию. Мультимиллионер Ромни любит рассказывать о своем предпринимательском опыте, однако его оппонентам и избирателям хочется узнать о нем поподробнее. И вот на дебатах Ромни заявил, что налоговую декларацию публиковать до апреля не намерен. Зал встретил это заявление с крайним неудовольствием, и шансы экс-губернатора на победу резко сократились. На другой день после праймериз Ромни заявил о готовности опубликовать декларацию за 2010 год уже 24 января. Причем он хочет обнародовать и какие-то материалы по декларации за 2011 год (целиком она еще не готова). Однако было поздно.
Ромни уже рассказал, что платит налоги по ставке примерно 15 процентов, что намного меньше, чем у обычных американцев (основные доходы он получает от инвестиций, налоги на которые ниже). Но это скорее предмет для критики со стороны левых движений, вроде "Захвати Уолл-стрит". Что и зачем скрывает Ромни в своей декларации, непонятно. По его словам, он хотел просто опубликовать все материалы сразу, когда будет готова декларация за 2011 год. Это, по его мнению, позволило бы сразу ответить на все вопросы по налогам, а не растягивать эту историю надолго, давая оппонентам все новые аргументы. Данная стратегия, как оказалось, была ошибочной. Гингрич, кстати, свою декларацию за 2010 год опубликовал.
Что до других кандидатов, то результаты праймериз в Южной Каролине стали особенно неприятными для Санторума. Он позиционирует себя как христианина-консерватора, и скромный результат в консервативном христианском штате не предвещает ему ничего хорошего. Ему уже советуют пойти по пути губернатора Техаса Рика Перри - выйти из гонки и поддержать Гингрича, чтобы усилить позиции консерватора в борьбе с либералом Ромни. Рон Пол, хотя и занял последнее место, все же получил результат, позволяющий ему спокойно продолжать кампанию.
Таким образом, на трех первичных выборах победу одержали три разных кандидата. В Айове победил Санторум, в Нью-Хэмпшире - Ромни, в Южной Карролине - Гингрич. По данным Gallup, в масштабах всей страны Ромни пока опережает Гингрича на пять процентов (30 процентов против 25). За ними следуют Рон Пол (13 процентов) и Санторум (12 процентов).
Следующий этап гонки - праймериз во Флориде. Они пройдут 31 января. Шансы на победу у Гингрича здесь довольно высоки. Для того, чтобы получить высокий результат во Флориде и прочих южных и юго-западных штатах, он специально подстраховался. Гингрич давно уже объявил, что намерен предоставить право законно жить в США тем нелегалам, которые не были замечены в криминальной деятельности. Сами нелегальные иммигранты (в основном это мексиканцы) отблагодарить его, конечно, не смогут - права голоса на выборах у них нет. Однако у них есть родственники, уже получившие американское гражданство. Они вполне могут помочь Гингричу.