Забрали вообще на ровном месте

Петербургским оппозиционерам так и не удалось согласовать с администрацией города митинг 5 марта. Невзирая на то, что акция была объявлена не требующей согласования встречей с депутатами городского заксобрания, ОМОН начал задерживать ее участников. В автозаках оказалось несколько сотен человек из примерно четырех тысяч пришедших.

Журналисты Даниэль Лурье, Лев Лурье, Федор Гаврилов, а также координатор группы "Помощь задержанным в Петербурге" Илья Сефин вспоминают о том, как разгоняли питерских оппозиционеров.

Даниэль Лурье, журналист:

Мы пошли на Исаакиевскую с младшим братом, он, как и я, тоже был наблюдателем на выборах. Мы опоздали примерно на полчаса, и когда пришли, там, наверное, был пик: людей минимум тысячи четыре. И постоянно новые подходили - там же много улиц к Исаакиевской ведет Все было довольно мирно. Кто-то, возможно, выходил на проезжую часть, звучали отдельные лозунги, не более того. Полицию уж точно никто не провоцировал. И вообще, это была встреча с депутатами, как мы думали.

Мы с братом шли к мосту, как вдруг со стороны гостиницы "Астория" началось неприятное движение: побежали омоновцы, солдаты. На самой площади как будто кино снимают: стоят какие-то броневики, а рядом с ними автозаки, куда реальных задержанных паковать начали. И вот тогда люди действительно начали скандировать. Начали кричать одновременно и "Позор!", и "Полиция с народом!".

Но брали всех - полиция строилась в две шеренги, они рассекали толпу, а потом замыкали круг. Внутри брали по одному. Мы с братом два раза попадали в этот котел, но оба раза сумели убежать, когда шеренги на секунду размыкались. Я совсем не хотел в каталажку, меня ребенок дома ждал. Моему отцу меньше повезло. Они с приятелями стояли спокойно на остановке общественного транспорта. Причем он ходил, движение не было перекрыто. Но их забрали. Вообще на ровном месте, как и многих тогда.

Лев Лурье, журналист:

Мы 5 марта с приятелем пришли на Исаакиевскую, скорее, из любопытства. Смотрим: огромное количество ОМОНа, атмосфера напряженная. Мы отошли, выпили по сто грамм, решили вернуться. Неудачное это было место для митинга: там и собираться особо негде, только на тротуарах, людей было довольно много, но основная часть - зеваки. ОМОН хватал всех без разбору, и вскоре пришла моя очередь. Но моя участь относительно мягкой оказалась: вступился Союз журналистов, и через пару часов меня отпустили. На полицию, считаю, тут и жаловаться было нечего: они выполняли свою работу. Куда более отвратительно было то, что многие задержанные вне зависимости от пола, возраста и статуса провели в участках до двух суток, в условиях нечеловеческих совершенно.

Федор Гаврилов, главный редактор портала "Петербург3.0":

Я на Исаакиевскую из любопытства шел. Всегда интересовался большими событиями и такое, конечно, не мог пропустить. Прихожу, вся Исаакиевская заставлена техникой. Обыватели, такие же, как и я, жмутся к стенам домов. Я стоял у Института растениеводства, где когда-то работал. Полиция предупреждала в мегафон, чтоб мы расходились, но в тот момент это казалось трудно выполнимым, - вокруг толпа, - да и просто абсурдным. ОМОН перешел от уговоров к действиям, меня и группу людей рядом оцепили и тащили потом по одному в автобус, который носит городе имя "автозак". Кто-то пытался сопротивляться, я видел, что это бесполезно, и не стал. Омоновец, который меня под руки вел, даже что-то вроде комплимента сделал. Сказал: ну вот как хорошо дошли.

Автобус был переполнен, нас довольно поверхностно обыскали, и мы поехали на юг города. Сначала в одно отделение, потом во второе - все переполнено. Пока ехали, я с телефона написал в фейсбук, что задержан, пошли десятки звонков и смсок со словами поддержки.

Приехали мы в 31-е отделение в Кировском районе, человек 20 нас было. И началось долгое, нудное оформление и переписывание протоколов. На каждого человека надо было три-четыре анкеты заполнить. Продолжалось это часов восемь, уже глубокая ночь была, и потом нас оставили спать на полу в актовом зале их. Еды не было, можно было воду из-под крана пить и изредка спускаться к кофейному автомату. Единственный инцидент был, когда у нас вдруг отпечатки пальцев потребовали сдать. Мы связались с юристами и все вместе решили, что не будем. Мы, в конце-концов, просто задержанные, а не арестованные.

С утра отвезли нас в мировой суд в Адмиралтейском районе, часов семь мы сидели сначала в автобусах перед ним, а потом в этих коридорах. Там всего двое судей было, а привезли человек 300. Судьи с потоком не справляются, задержанные заваливают их заявлениями, объяснениями и ходатайствами. В итоге мне суд перенесли, я еще не ходил туда пока. Обвиняют по статьям 20.2 и 19.3, хотя никаким полицейским я не сопротивлялся и "Долой Путина", как написано в протоколе, не кричал.

Илья Сефин, координатор группы "Помощь задержанным в Петербурге":

Наша группа "ВКонтакте" появилась в декабре прошлого года. Мы все, абсолютно разных взглядов, просто решили помогать тем, кого задерживали после 31-х чисел, на декабрьских митингах. Распространяем наши телефоны, развозим передачки, кто-то копит юридический опыт. Я сам хоть и инженером по образованию буду, но хочу заниматься еще и правозащитной деятельностью.

Было понятно, что на Исаакиевской 5-го произойдет что-то серьезное. Градус недовольства очень сильный, акция не то согласована, не то нет. Сам решил не ходить: диплом писал, с научником общался, и двое суток в полиции были бы лишними. Сидел дома, держал связь с людьми в разных концах площади, читал онлайн-репортажи. В общем, понимал, что происходит. И тут начали звонить люди: говорили, кто в каком автобусе, кого в какое отделение везут. Полиция говорила, что задержано 200 человек, но по нашим данным - 350, не меньше. Мы с приятелями сели в машину, сняли деньги со счета, который у нас в группе указан, закупили продуктов, "пенки" - чтобы было можно лечь, и всю ночь развозили эти передачки. Потом несколько часов поспал, мы сварили несколько баков горячей каши и поехали к суду кормить людей. Кого-то успокаивали, кому-то консультации давали, ходатайства помогали писать. Только совсем поздно вечером 6 декабря можно уже было расслабиться, и я вернулся к своему диплому.

.b-dreamers { font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; }<br />.b-dreamers a { color: #cc0b00; text-decoration: none; font-weight: bold; font-size: 22px; }<br />.b-dreamers small { display: block; color: #444138; font-size: 10px; }<br />

Мечтатели.

История протеста: от Чистых Прудов до Нового Арбата

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше