Итальянская полиция задержала подозреваемого в организации майского взрыва у колледжа в городе Бриндизи, в результате которого погибла студентка. Под стражу попал 68-летний владелец автозаправки в расположенном недалеко Копертино, который уже сознался в преступлении. Впрочем, арест злоумышленника пока что не внес ясности в дело: следователям остается только догадываться, что им двигало.
Теракт в Бриндизи, расположенном в южной провинции Апулия, произошел 19 мая. Взрывное устройство у Колледжа по подготовке работников социальной сферы имени Лауры Франчески Морвилло Фальконе сработало рано утром, когда занятия еще не начались. Взрыв произошел в тот момент, когда в здание заходила целая группа студентов. В результате погибла 16-летняя Мелисса Басси (Melissa Bassi), травмы получили, по разным данным, от пяти до десяти человек. По словам одного из очевидцев, подростков буквально раскидало ударной волной.
Первой реакцией на произошедшее стали обвинения в адрес анархистов и мафии. Первые попали под подозрение из-за того, что незадолго до взрыва в стране прошла целая череда акций анархистских движений. Одним из наиболее громких из них стало покушение на Роберто Адинольфи (Roberto Adinolfi) - главу производителя оборудования для АЭС Ansaldo Nucleare, входящего в состав концерна Finmeccanica: 7 мая он был ранен в колено. 11 мая стало известно, что ответственность за акцию взяли на себя анархисты.
Что касается мафии, то их власти изначально заподозрили в мести. Дело в том, что колледж, где сработала бомба, был назван в честь супруги Джованни Фальконе - одного из самых известных борцов с итальянской мафией. Теракт произошел всего за несколько дней до 20-летней годовщины с момента их кончины: 23 мая 1992 года чета Фальконе погибла в результате взрыва, устроенного на Сицилии членами мафиозного клана "Коза ностра". Вскоре после теракта у учебного заведения обыски прошли в домах участников местной преступной организации Sacra Corona Unita ("Единая святая корона"). Особые причины подозревать именно эту группировку появились из-за того, что чуть больше чем за неделю до взрыва полиция арестовала 16 ее членов. Кроме того, полиция не исключила, что теракт мог быть связан с недавней неудачной попыткой взорвать руководителя ассоциации по борьбе с мафией города Мезанье (Mesagne), где проживает большая часть учеников колледжа.
Впрочем, вскоре представители властей заявили, что не считают эти две версии приоритетными, сочтя, что почерк не характерен ни для анархистов, ни для мафии. Сами "Красные бригады" также опровергли свою причастность к теракту, заявив, что "студенты и рабочие, конечно, не являются нашей мишенью". Как позже отметил директор Национальной полиции Италии Антонио Манганелли (Antonio Manganelli), вся суть акций анархистов заключается в демонстративности, из-за чего они всегда берут на себя ответственность за совершенное. Между тем участники Sacra Corona Unita отправили семье погибшей девушки телеграмму с соболезнованиями. Понятно, что вряд ли преступники будут поступать подобным образом, если смерть человека стала делом их рук. Кроме того, как рассуждали правоохранители, обычно жертвами мафии становятся все же не дети, а представители властей.
Тем временем основной версией, на которой сконцентрировалась полиция, стало то, что теракт совершил одиночка. Одним из свидетельств в пользу такой точки зрения стала конструкция взрывного устройства, которое представляло собой соединенные между собой три канистры с бензином и подсоединенный к ним детонатор. Наконец, главной уликой стала запись с камер видеонаблюдения, установленных рядом с колледжем. На ней оказался запечатлен прятавшийся за продуктовым киоском мужчина, который незадолго до взрыва направил в сторону учебного заведения некое устройство - предположительно, пульт управления бомбой или сотовый телефон. Сразу после взрыва подозреваемый с места происшествия скрылся.
Полиция возлагала на запись больше надежды. Во-первых, власти рассчитывали, что подозреваемого будет относительно легко найти по внешним признакам: так, на видео отчетливо заметно, что мужчина плохо владеет одной рукой, а также прихрамывает. Кроме того, следователи заметили, что подозреваемый несколько раз касался рукой киоска, после чего на месте были собраны отпечатки пальцев. Также полиция забрала выброшенный им окурок, с которого планировалось собрать материал для анализа ДНК.
Вскоре под стражей оказался 45-летний местный житель, похожий на человека на записи: у него точно так же плохо действовала одна рука и он точно так же хромал. Однако, допросив задержанного и его брата, полиция была вынуждена его отпустить за недостаточностью улик. Правда, отпущенного едва не разорвала толпа, и его спасло только то, что он находился внутри автомобиля. Стоит отметить, что после теракта в Бриндизи прошли несколько крупных акций протеста, на которых собирались до десяти тысяч человек из разных концов страны.
В среду, 6 июня, полиция сообщила о новом аресте. На этот раз речь шла о жителе города Копертино, расположенного южнее Бриндизи в том же регионе. После девятичасового допроса 68-летний владелец автозаправки Джованни Вантаджато (Giovanni Vantaggiato) признался, что бомбу у колледжа заложил именно он. Он же сам взрывное устройство и собрал. Поводов сомневаться в том, что Вантаджато себя оговорил, у полиции особо нет: у него оказались те же физические изъяны, что и у предыдущего задержанного, его машина несколько раз оказывалась в поле наблюдения камеры в день теракта (впрочем, там же был обнаружен и автомобиль, принадлежащий одному из членов его семьи); наконец, следователи выявили разногласия между показаниями, которые он дал во время допроса, и сведениями, которые он сообщил своей жене.
Тем не менее, полиция до сих пор не может понять, что именно толкнуло Вантаджато на совершение теракта. Согласно одной из версий, он имел личные счеты с директором колледжа Анджело Рампино (Angelo Rampino). Что именно могло стать причиной неприязненного отношения к главе учебного заведения, не уточняется. Между тем сам Рампино воспринял такое предположение с удивлением, заверив, что у него нет личных врагов, "особенно среди сотрудников автозаправок". Еще одна версия следует из крайне путанных показаний арестованного и заключается в том, что он пытался отомстить местным судьям, которые заседают в соседнем с колледжем зданием. Поводом для мести могло стать то, что он не смог отсудить у неких мошенников 30 тысяч евро, которые те у него якобы отобрали. Однако внятных объяснений, почему вместо судей потребовалось взрывать детей, он дать так и не смог. Высказывается даже такая маловероятная точка зрения, что его раздражение вызвало название колледжа, в котором используется имя Лауры Франчески Морвилло Фальконе - якобы из-за того, что и она, и ее супруг были судьями.
По мнению прокурора, занимающегося делом Вантаджато, подозреваемый находится в здравом рассудке. Тем не менее показания относительно его мотивов следствие сочло крайне неубедительными. Однако для будущей судьбы Вантаджато, скорее всего, это уже не имеет значения: в случае доказательства вины ему явно грозит длительный срок.