Американская разведка обнаружила признаки подготовки к использованию властями Сирии химического оружия. Эта новость появились на фоне сообщений о многочисленных успехах сирийских повстанцев внутри страны. Эти и другие новости дали повод заговорить о возможном прямом вмешательстве Запада в сирийскую гражданскую войну и скором конце режима Башара Асада.
О том, что сирийские военные начали извлекать со складов химические боеприпасы и развозить их по стране, стало известно всего несколько дней назад благодаря источникам в разведке США. Почти одновременно появились данные о том, что инженеры-химики начали свозить в одно место хранящиеся отдельно компоненты для изготовления зарина - высокотоксичного нервно-паралитического газа.
Часто подобные новости оказываются лишь непроверенными слухами, однако на сей раз ситуация, похоже, серьезная. Первые лица США, Евросоюза, НАТО, ООН и даже РФ предупредили Башара Асада о полной недопустимости использования химического оружия. В Дамаске в ответ заявили: "Даже если бы такое оружие и существовало, то мы бы ни при каких обстоятельствах не стали его использовать против сирийцев".
Вместо успокоительного это заявление произвело обратный эффект: западные политики, военные и журналисты узрели в нем намек на то, что "своих мы, конечно, не тронем, но вот с иностранцами возможны варианты". Тут все сразу же вспомнили, что, по официальной версии, Дамаск ведет борьбу как раз против "иностранных террористов", которые действуют "по приказу США и Израиля", а проникают в Сирию "с территории Турции". То есть целей для сирийского иприта и зарина - хоть отбавляй.
F-15 израильских ВВС. Фото Reuters
Это обстоятельство, понятное дело, вызвало легкую нервозность среди соседей Сирии, в первую очередь - в Турции и Израиле. Анкара моментально попросила защиты у партнеров НАТО: на экстренном заседании в Брюсселе было принято решение направить в Турцию десяток батарей ПВО "Пэтриот", способных сбивать не только самолеты, но и баллистические ракеты (в том числе - с химическими боеголовками). Израильтяне отреагировали на угрозу в традиционном для себя ключе. Иерусалим попросил Иорданию открыть воздушное пространство для бомбардировщиков, способных быстро и недорого превратить в пыль сирийские склады ОМП. Иорданцы, правда, пока упрямятся, опасаясь, что какая-нибудь гадость вроде этилового эфира диметиламида цианофосфорной кислоты выпадет с дождями в районе Аммана.
Можно, правда, не сомневаться, что если израильская разведка обнаружит признаки подготовки запуска сирийских баллистических ракет, у Иордании никто ничего спрашивать не будет: бомбардировка состоится при любых обстоятельствах. Пока на подобную возможность ничего не указывает, но ситуация в Сирии меняется очень быстро.
На севере страны повстанцы одерживают одну победу за другой. Правительственные силы оттеснены от границы с Турцией, пути их снабжения из центра страны перекрыты, пополнения не поступают, ощущаются постоянные перебои с топливом и боеприпасами. Оппозиционеры уже освоили навыки обращения с ПЗРК и почти каждый день сбивают по вертолету и/или самолету. Еженедельно приходят сообщения о захвате и разграблении одной-двух военных баз, а 26 ноября повстанцы захватили ГЭС "Тищрин" - одну из главных в стране. Провинции Идлиб и Алеппо де-факто стали самостоятельными, не подчиняющимися решениям Дамаска.
В столице при этом ситуация не намного лучше. Взрывы и перестрелки в центре города стали обычным делом. На окраинах днем ситуацию контролируют правительственные силы, а ночью - повстанцы. Дело дошло до того, что оппозиционеры фактически лишили столицу страны международного аэропорта, перерезав главную дорогу, ведущую к нему из Дамаска. Несмотря на заявления властей о том, что аэропорт работает "в нормальном режиме", даже отчаянные оптимисты из Egypt Air перестали осуществлять рейсы туда.
Аэропорт Дамаска. Фото пользователя Ercan Karakas с сайта wikipedia.org
На этом фоне "лицо режима" - пресс-секретарь МИДа Сирии христианин Джихад Макдиси - понимая, к чему дело идет, собрал вещи, семью и улетел в Лондон. Его дом в Дамаске был тут же разграблен и сожжен.
Повстанцы, получившие международное признание и современные вооружения, окрыленные последними успехами, с каждым днем усиливают давление на правительство. Режим, напротив, растрачивает уже последние ресурсы на самосохранение. Для Асада ситуация складывается совсем скверно, именно поэтому многие опасаются, что он все-таки может решиться на химическую атаку.
В начале сирийского восстания на разгон митингующих власти бросили солдат. Оппозиционеры с тех пор превратились в повстанцев и начали не без успеха отстреливаться. Против "террористов" направили танки. Повстанцы живо обучились жечь бронетехнику на городских улицах. На помощь танкистам пришли боевые вертолеты и самолеты, однако и с ними оппозиционеры научились справляться. Теперь у Асада, теряющего города, территории и людей, остался лишь один козырь - химический.
Если удар отравляющими веществами будет нанесен по Израилю или Турции, то Дамаск неизбежно получит очень жесткий ответ. Таким образом война из гражданской превратится в "оборонительную", против иностранного "захватчика". Непросто сказать, что творится в голове у загнанного в угол диктатора, однако он вполне может решить, что внешний враг сплотит народ вокруг его потускневшей и растерявшей легитимность персоны. Когда единственная альтернатива войне с соседями - это повторение судьбы Муаммара Каддафи, любому автократу будет о чем задуматься.
Резкие окрики из Вашингтона и Брюсселя, видимо, должны были донести до Асада, что даже мечтать о подобных вещах ему не следует, так как Запад точно вмешается. Более того, сирийскому правительству дали понять, что даже "достоверная информация" о подготовке к применению химоружия может стать прекрасным поводом для начала операции НАТО.
Сейчас развитие ситуации в Сирии зависит от того, насколько сирийский президент сохранил способность к рациональному мышлению. Лучшим решением для всех была бы его добровольная эмиграция и завершение войны. Худшим - применение химического оружия и последующее вмешательство в конфликт НАТО, что приведет к большим жертвам.
В любом случае война придет к логическому завершению, но остаться у власти Башару Асаду, видимо, уже никак не получится.