В «Почте России» сменился третий руководитель за 11 лет: Минкомсвязи отправило в отставку главу предприятия Александра Киселева. Его уволили на фоне резонансного скандала со скоплением нескольких сотен тонн посылок на таможне. Гендиректором предприятия стал бывший глава российской «дочки» шведского мобильного оператора Tele2 Дмитрий Страшнов. Перед новым руководителем стоит трудновыполнимая задача: недавно министр связи Николай Никифоров заявил, что «Почта» должна работать «как часы».
«Почта России» существует в виде ФГУП с 2002 года. Изначально предполагалось, что реорганизация предприятия начнется в 2007 году с приходом нового руководителя, которым стал бывший глава Сбербанка Андрей Казьмин. Перед ним поставили амбициозную задачу — использовать сеть почтовой связи для оказания банковских и финансовых услуг россиянам. Планировалось создать своего рода почтовую финорганизацию на базе Связьбанка.
Ничего похожего на Почтовый банк Казьмин не создал и попросился в отставку уже осенью 2008 года, когда стало ясно, что из-за кризиса денег на реформирование ФГУП из бюджета он не получит. Казьмин ушел с поста гендиректора в январе 2009-го, а его место занял тогдашний гендиректор «Связьинвеста» Александр Киселев. Последний победил в конкурсе Россвязи на замещение должности руководителя ФГУП, представив лучшую, по мнению ведомства, программу развития предприятия.
Летом 2012 года, когда «Почте» исполнилось 270 лет, Киселев подвел своего рода итоги работы в интервью Forbes. К тому времени стало ясно, что реформы продвигаются медленно, финансовые показатели предприятия оставляют желать лучшего, а что до качества услуг, то неповоротливая и невежливая «Почта» так и не перестала быть героем анекдотов.
Тем не менее Киселев в целом положительно оценил итоги работы своей команды, обратив внимание на то, что в 2008 году убыток ФГУП составил 1,5 миллиарда рублей, а со следующего года предприятие начало получать прибыль. Киселев ставит себе в заслугу то, что треть корреспонденции после его прихода начала обрабатываться по стандартам XXI века за счет ввода «суперсовременных» сортировальных центров. Гендиректор признал трудности со сроками доставки, поставив «Почте» по этой категории пять баллов из десяти. Глава предприятия пенял на старый автомобильный парк, старые компьютеры, низкий уровень автоматизации, обширную территорию работы и другие трудности, которые при советской власти, по его словам, не решались десятилетиями.
Жалобы вообще стали одной из «фишек» современной «Почты России». Руководство предприятия отмечало, что, в отличие от частных компаний, ему приходится содержать заведомо убыточные отделения, выполняющие прежде всего социальные функции. В конфликте с «почтовыми заторами» оно пеняло на таможенников, которые якобы никак не могут увеличить штат в пунктах контроля посылок, а также на рынок интернет-торговли, увеличивший объемы почтовых отправлений в несколько раз всего за пару лет. В одном из последних пресс-релизов киселевской поры «Почта России» снова жалуется: «Нет поддержки Правительства в вопросах авиа- и железнодорожных почтовых перевозок, выделения требуемых площадей под объекты почтовой связи в аэропортовых зонах, не обеспечены необходимые таможенные ресурсы», — подвели итоги в «Почте» 18 апреля.
Неспособность решить все эти вопросы неизбежно должна была привести к слухам о скорой отставке Киселева. Они и появились: в марте 2012 года, СМИ опубликовали первые сливы о досрочной отставке менеджера (его контракт с Россвязью истекал в 2014 году). Сам он тогда назвал эти сообщения «вбросом», который распространили «персонажи», укравшие у государства контроль над «Связьинвестом» и «Ростелекомом», и намекал на прежнего руководителя Минсвязи Игоря Щеголева. Киселев подчеркивал, что уволить его может только Россвязь, с которой заключался договор. В Россвязи же до поры до времени «Почту» решили не трогать.
Через год правительство предприняло вторую попытку уволить гендиректора ФГУП. В середине марта СМИ сообщили в том числе и имя возможного преемника Киселева — по их версии, это бывший гендиректор «Tele2-Россия» Дмитрий Страшнов. Тогда газета «Известия» писала, что последнего рекомендовал министр связи Николай Никифоров, которого якобы не устраивает «неприемлемая ситуация» в работе «Почты».
На этот раз правительство полностью исключило из схемы Россвязь: за десять дней до увольнения Киселева ФГУП переподчинили напрямую Минкомсвязи. 19 апреля, как сообщал «Интерфакс», Киселева вызвали в Минкомсвязи и вручили ему приказ об увольнении (не исключено, что это был первый визит менеджера к своему новому руководству), а через несколько часов ведомство опубликовало пресс-релиз о назначении гендиректором «Почты» Дмитрия Страшнова. По информации Forbes, топ-менеджеры ФГУП узнали о смене руководства в этот же день. «Сейчас тут что-то типа паники», — отметил источник издания.
Не из чиновников
Увольнение Киселева состоялось на фоне общественного резонанса, вызванного почтовыми завалами в московских аэропортах и на таможне — по состоянию на 9 апреля скопилось более 500 тонн мелких пакетов и посылок. Дошло до того, что оператор складов в «Шереметьево» два раза объявлял негласный запрет на прием международной почты.
ФГУП при этом воспользовалось старой проверенной тактикой, свалив вину за скопление почты на таможенников. Федеральная таможенная служба, в свою очередь, сочла виновником сложившейся ситуации «Почту».
Повлиял ли этот конфликт на кадровые перестановки в «Почте», неясно. Непонятно и то, как относятся к перестановкам в администрации президента. Ее пресс-служба увольнение Киселева пока не прокомментировала. Между тем кандидатуру необходимо согласовать с АП, поскольку «Почта» недавно стала стратегическим предприятием.
У самого Страшнова идеальная официальная биография для того, чтобы разгребать завалы на предприятии, которое забыло (или никогда не знало), что такое сервис. Он является выпускником МГТУ имени Баумана, в 1999 году получил степень MBA во французской бизнес-школе INSEAD. Страшнов в разное время занимал руководящие позиции в российских подразделениях Electrolux, Philips, Tele2, причем последнюю сделал четвертым по величине сотовым оператором с очень хорошим брендом. Фактически на этом посту он делал то же, что ему предстоит в «Почте России»: обеспечивал россиян из регионов (в Москву доступ Tele2 был закрыт) связью. В 2012 году Страшнов упоминался в СМИ в качестве кандидата на пост замминистра Минкомсвязи и нового руководителя «Ростелекома».
Перед новым гендиректором стоит, по сути, та же задача, что и перед Киселевым — реформирование ФГУП. 15 апреля в программе «Разбор полета» на радио «Эхо Москвы» министр Никифоров заявил, что «Почта» должна работать как часы. Добиться этого планируется за счет мер, прописанных в законопроекте «О почтовой связи». Одной из них является, например, лишение государственных субсидий. Старое руководство ФГУП резко возражало против этого, прогнозируя рост тарифов на пересылку.
В дополнение к законопроекту Минкомсвязи подготовило проект стратегии развития ФГУП на ближайшие 11 лет. Согласно документу, планируется разделить «Почту» на сеть обслуживания населения и логистическую компанию. Первая будет представлять собой федеральное государственное бюджетное учреждение. В состав этого ФГБУ планируется передать 42 тысячи отделений и 129 тысяч почтальонов нынешнего ФГУП. Предполагается, что такой сети понадобится господдержка в размере 622 миллиардов рублей до 2023 года.
Логистическая компания будет создана в виде ОАО, которому передадут 17 тысяч автомобилей, 786 почтамтов, 50 магистральных сортировочных центров и два автоматизированных сортировочных центра. ОАО планируется учредить совместно с частным инвестором. В правительстве заявляли, что предложения являются «очень новаторскими» и документу предстоит пройти серьезные обсуждения.
Страшнов, если его действительно рекомендовал Никифоров, будет работать с правительством в одной связке, что, безусловно, положительно скажется на темпах реформирования. Киселев, по сообщениям СМИ, не ладил с нынешним министром связи и вице-премьером Дворковичем. В таком случае неудивительно, что ФГУП активно препятствовало инициативам кабинета министров.
Смена руководства «Почты России» произошла вовремя: вряд ли в стране можно найти хоть одного клиента почты, который был бы полностью доволен ее услугами. Назначение на пост руководителя предприятия профессионального менеджера, а не чиновника, обещает борьбу с косностью «Почты России» и поворот в сторону улучшения качества услуг для потребителей. С другой стороны, за последнее десятилетие предприятие показало, что в его недрах можно похоронить даже самые благие идеи и начинания — сама почта меняться при этом не будет.