Никаких вам бон вояжей

Забастовки транспортников во Франции погрузили страну в хаос

Пассажир в международном аэропорту Ниццы
Фото: Eric Gaillard / Reuters

В начале июня французские авиадиспетчеры провели забастовку, к которой на некоторое время присоединились их коллеги еще в десяти странах Европы. Забастовка стала причиной отмены нескольких тысяч рейсов и нарушила планы десятков тысяч пассажиров. После того как независимую акцию протеста провели еще и французские железнодорожники, в СМИ заговорили о транспортном хаосе, в который погрузилась страна.

С помощью забастовки работники авиадиспетчерских служб во Франции выразили свой протест против создания в ЕС системы так называемого «единого европейского неба». По замыслу Еврокомиссии, который участники ЕС обсуждают еще с 2001 года, авиасообщение в регионе должно регулироваться централизованно, а не отдельно в каждой из стран. Предполагается, что национальные системы контроля за авиасообщением будут слиты в несколько крупных объединений, а для планирования маршрутов будет создан единый регулирующий орган.

Европейские чиновники считают, что благодаря организации наднациональной системы контроля воздушного сообщения перевозчики региона смогут сократить собственные расходы, а пропускная способность авиаузлов в каждой стране ЕС в конечном итоге возрастет. Сейчас, по подсчетам Еврокомиссии, фрагментированность европейской системы авиаперевозок приводит к увеличению маршрутов, выполняемых авиакомпаниями, в среднем на 42 километра за рейс. Потери же перевозчиков из-за того, что они пока не объединены «единым небом», оцениваются в пять миллиардов евро ежегодно.

Диспетчерские службы во Франции и других государствах ЕС с инициативами Еврокомиссии не согласны. Отраслевые профсоюзы опасаются, что слияние повлечет за собой масштабные увольнения и сокращения зарплат. Авиадиспетчеры также называют либерализацию сферы воздушного сообщения нарушением национального суверенитета со стороны властей ЕС.

В знак протеста против действий Еврокомиссии работники диспетчерских служб решились на трехдневную забастовку, которая началась 11 июня. Несмотря на то что продолжительность акции впоследствии было решено сократить на сутки, ее последствия оказались тяжелыми.

Только за первый день забастовки во Франции было отменено около 1,8 тысячи рейсов и еще примерно столько же — во второй день. В аэропортах Парижа, Лиона, Тулузы и Бордо сообщили о сокращении половины рейсов, в марсельском — трети. В Ницце отменили более 70 процентов маршрутов. Некоторые менее крупные региональные аэропорты — например, в Монпелье и Перпиньяне — вообще закрылись.

Ситуация ухудшилась 12 июня, когда забастовка французских авиадиспетчеров распространилась еще на десять европейских государств, в том числе на Австрию, Германию, Великобританию, Испанию и Португалию. В этих странах авиадиспетчеры прерывали свою работу на короткие промежутки времени, устраивали непродолжительные митинги, поддерживая таким образом протесты своих французских коллег.

В результате некоторые крупные авиакомпании были вынуждены отказаться от выполнения сотен рейсов. Так, за два дня забастовок крупнейший в Европе низкобюджетный перевозчик Ryanair отменил более 400 полетов, его ближайший конкурент easyJet — почти 250, Lufthansa — 170.

В Ryanair уже сообщили, что акции протеста нарушили полетные планы почти 90 тысяч ее пассажиров. В авиакомпании сравнили убытки от нынешних забастовок с массовой отменой рейсов в 2010 году из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Тогда авиаперевозчики по всему миру отменили почти десять тысяч рейсов; пострадали около миллиона пассажиров. Убытки авиаотрасли в целом превысили 1,7 миллиарда долларов.

В том же 2010 году во Франции проводилась и предыдущая масштабная акция протеста авиадиспетчеров против создания «единого европейского неба». Тогда негативный эффект от нее сравнивали с убытками от извержения все того же Эйяфьятлайокудля: только Air France, по ее собственным оценкам, из-за забастовки теряла по пять миллионов евро в сутки.

Свои потери от июньской акции протеста французских авиадиспетчеров авиакомпании и пассажиры еще не оценили. В статьях, появляющихся в СМИ, речь идет скорее о моральном ущербе. Например, о школьниках, которые не смогли попасть в парижский Диснейленд, или о британце, чья семья уже оказывалась жертвой задержек из-за исландского вулкана в 2010 году, а потом еще из-за подобной забастовки в 2011 году. Или о застрявших в аэропортах пассажирах, жалующихся на то, что из Лондона до Австралии добраться можно быстрее, чем до Барселоны.

Между тем потери придется подсчитывать, скорее всего, не только авиаперевозчикам. 13 июня во Франции прошла еще одна акция протеста, на этот раз в железнодорожной отрасли. Она не связана с протестами авиадиспетчеров, но тоже направлена против действий Еврокомиссии.

В железнодорожной госкомпании Société nationale des chemins de fer français (SNCF) возражают против предлагаемого разделения SNCF на оператора поездов и собственника путей. Чиновники ЕС считают, что таким образом можно будет повысить конкуренцию в железнодорожной отрасли, оптимизировать расписание поездов и модернизировать инфраструктуру. Французские рабочие, в свою очередь, опасаются сокращений зарплат и увольнений.

В результате забастовки SNCF в стране были отменены две трети высокоскоростных и региональных поездов. Авиапассажиры, которые рассчитывали воспользоваться железными дорогами, чтобы добраться наконец до пункта назначения, просчитались. Один из трех рейсов Eurostar в Италию и один из двух в Швейцарию были отменены. Впрочем, на маршрутах Париж — Лондон (по дну Ла-Манша), а также в Германию и Нидерланды забастовки не сказались.

Сейчас транспортное сообщение во Франции налаживается, но авиакомпании предупредили о возможных задержках при возврате к обычному расписанию.

В профсоюзе авиадиспетчеров празднуют победу: министр транспорта Франции Фредерик Кювилье вместе со своим коллегой из Германии обратился в Еврокомиссию с просьбой приостановить проект по созданию «единого европейского неба». Но пассажирам все же стоит продумывать запасные маршруты и учитывать непредвиденные расходы на случай еще каких-нибудь забастовок.