Во втором квартале 2013 года РЖД отчитались о падении востребованности поездов дальнего следования: снизилось как количество проданных билетов, так и пассажирооборот. Авиакомпании не заметили нежелания россиян путешествовать и по-прежнему фиксируют стабильный рост от месяца к месяцу. «Лента.ру» посмотрела на популярные российские маршруты, чтобы выяснить, на чем все-таки путешествовать удобнее и выгоднее — на поезде или на самолете.
В мае-июне спад продаж билетов на поезда дальнего следования в России составил 22 процента. В целом по итогам полугодия показатель снизился на 2,4 процента. Для сравнения, у авиакомпаний пассажиропоток за то же время вырос на 16 процентов.
По данным деловых СМИ, на сравнительную непопулярность железнодорожного транспорта мог повлиять рост цен на билеты, который, в свою очередь, был вызван сокращением поддержки монополии со стороны государства. Ранее сообщалось, что объем господдержки РЖД в 2012 году был определен на уровне в 30 миллиардов рублей. В октябре минувшего года Министерство финансов предлагало сократить субсидии вдвое; в ответ РЖД пригрозила ростом цен на 60 процентов. В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что правительство решило выделить РЖД 40 миллиардов рублей в 2013 году. О том, что в начале этого года господдержка РЖД начала сокращаться, официально не сообщалось, но об этом писала газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.
Чтобы корректно сравнивать цены на железнодорожные и авиационные билеты, необходимо помнить, что железнодорожная монополия в 2013 году впервые в истории получила возможность устанавливать динамический тариф — чем ближе дата поездки, тем дороже билет. В связи с этим за глубину продаж «Лента.ру» взяла срок в две недели. Что касается комфорта, то очевидно, что у поездов перед самолетами есть некоторые преимущества — хотя бы в том, что на борту лайнеров ограничен доступ к компьютерам и телефонам. Кроме того, при перелете необходимо учитывать накладные расходы на дорогу от аэропорта до пункта назначения. Поезда, как правило, прибывают в центр города, откуда до необходимого места можно добраться на общественном транспорте.
Москва — Санкт-Петербург
По железной дороге из столицы в Петербург быстрее всего — в среднем за четыре часа — можно доехать на «Сапсане» (3,2 тысячи рублей). Если есть время, но почти нет денег, то подойдет и общий вагон; в этом случае придется ехать почти девять часов, но билет стоит всего 800 рублей. На самом популярном российском направлении у РЖД встречаются, в том числе, и такие экзотические варианты, как восьмичасовое путешествие в мягком вагоне за 23,6 тысячи рублей.
Стоимость прямого авиаперелета эконом-классом до Петербурга составляет от 3,2 тысячи рублей. К этой сумме стоит добавить билет на «Аэроэкспресс» (320 рублей) и поездку из Пулково до центра Петербурга на такси (в среднем 700 рублей). Самолеты проигрывают «Сапсанам» в цене и, возможно, в комфорте, но авиапутешествие занимает всего один час и 20 минут. Тем не менее, если прибавить время на трансфер до центра и ожидание посадки, то вряд ли получится добраться с Красной площади на Дворцовую меньше, чем за три часа.
Минеральные воды — Краснодар
РЖД выигрывают у самолетов внутри России в основном на ближних расстояниях. Впрочем, к заслугам самой монополии это преимущество стоит отнести лишь отчасти: если бы в России была развита региональная авиация, то, при наличии нескольких низкобюджетных авиаперевозчиков, РЖД было бы куда сложнее заполнять вагоны. Сейчас же многие авиакомпании летают между относительно близкими городами через столицу.
В этом плане показательным представляется маршрут Минеральные воды — Краснодар, на котором шестичасовой перелет эконом-классом через Москву стоит около 11 тысяч рублей. Поездом из Минвод в Краснодар придется ехать около семи часов, а билет в купе стоит 1,6 тысячи рублей.
Москва — Новосибирск
На дальних расстояниях железная дорога в РФ проигрывает авиасообщению по скорости и тарифам. Например, долететь из Москвы в Новосибирск сейчас можно за четыре часа. Билет в эконом-класс обойдется в девять тысяч рублей плюс расходы на трансфер — еще около тысячи рублей. Купе в вагоне поезда стоит от девяти тысяч (есть люкс почти за 25 тысяч), но ехать в этом купе придется почти двое суток — из Москвы в Новосибирск придется добираться 47 часов.
Москва — СНГ
Стоимость авиаперелетов по ближнему зарубежью примерно равняется цене билета в купе. Например, из Москвы в Минск эконом-классом можно улететь за 3,4 тысячи рублей, в Киев — за 3,2 тысячи рублей, в Астану — за 10,2 тысячи рублей (без учета трансферов). Стоимость купе в эти же города составит 3,8 тысячи, 3,4 тысячи и 11 тысяч рублей соответственно.
Получается, что поезда проигрывают самолетам сразу по двум основным параметрам: и по цене, и по времени, проведенному в пути. Но если разница в деньгах относительно несущественна, то времени железнодорожная поездка займет намного больше. Например, ехать в Астану придется 57 часов, тогда как лететь — чуть более трех.
Москва — Ницца
Поезда «Российских железных дорог» ездят по 11 маршрутам в дальнее зарубежье: в Польшу, Францию, Германию, Венгрию, Болгарию, Чехию, Финляндию и Китай. Например, поездка в Ниццу (у этого поезда есть отдельный сайт) обойдется минимум в 15 тысяч рублей. За перелет эконом-классом туда же придется заплатить от девяти тысяч. Билет «люкс» на поезде и бизнес-класс самолета стоят примерно одинаково — около 25 тысяч рублей. Долететь до Ниццы можно за четыре часа, а добираться по железной дороге придется 50 часов.
В России у РЖД нет конкурентов на железных дорогах, поэтому борьба за пассажиров с авиакомпаниями — единственная причина, по которой монополия может снизить цены (не считая прямого указания со стороны государства). Пока, впрочем, такой тенденции не наметилось, и в ближайшее время ожидать скидок на билеты вряд ли стоит: РЖД нужны деньги и на новые поезда, и на обновление инфраструктуры, и на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В этих условиях конкуренция со стороны авиакомпаний РЖД совершенно ни к чему, но реальных инструментов борьбы с авиаперевозчиками у монополии нет. Пока пассажиров в России хватает и на железные дороги, и на авиацию, но вполне возможно, что вскоре РЖД и авиакомпании вступят в реальную конкуренцию друг с другом.