Зарубежные гей-клубы в ответ на принятие в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди малолетних объявили бойкот популярнейшему объекту российского экспорта — водке, а ЛГБТ-активисты демонстративно вылили несколько бутылок традиционного русского напитка в канализацию. Публичные призывы бойкотировать тот или иной продукт по политическим, экологическим или иным мотивам обычно ни к чему не приводят, но история знает случаи, когда протестующим удавалось добиться своего. «Лента.ру» вспоминает наиболее любопытные и громкие примеры потребительских акций неповиновения.
Одним из самых известных случаев бойкота является борьба американских общественных организаций со швейцарской корпорацией Nestle из-за искусственного молока для грудных детей. В 1970-х годах Nestle вела крайне агрессивную рекламную кампанию детского питания для грудных детей, которая, по мнению инициаторов бойкота, была направлена на формирование у женщин позитивного мнения об искусственном вскармливании. В Nestle все отрицали, однако факты говорили сами за себя — компания, к примеру, поставляла в роддома бесплатные образцы детского питания и поощряла врачей, рекомендовавших ее товары. В итоге женщины, вполне способные к грудному вскармливанию, переходили на искусственное, и у них пропадало молоко.
В связи с действиями Nestle Всемирная организация здравоохранения даже приняла специальный меморандум, не рекомендующий рекламировать заменители грудного молока, но швейцарская фирма, по утверждению ее оппонентов, до сих пор занимается продвижением искусственного питания для грудных детей, правда, в основном в развивающихся странах, в том числе в виде гуманитарной помощи. О финансовых результатах бойкота достоверных сведений нет, но действует он уже более 35 лет.
За свою более чем столетнюю историю самая известная газировка Coca-Cola не раз вызывала негодование по тем или иным поводам. Их хватало — в разное время и в разных странах компанию обвиняли в нечеловеческом отношении к сотрудникам и призывали бойкотировать напиток, а сколько раз звучали призывы не пить «Кока-Колу», один из главных символов американского образа жизни, подсчитать невозможно. В частности, отказаться от «Кока-Колы» предлагал своим согражданам венесуэльский президент Уго Чавес.
Наиболее масштабный бойкот был объявлен в рамках антиизраильской кампании Лиги арабских государств. Coca-Cola с 1960-х годов активно работает в Израиле, в том числе построила предприятия на землях, которые арабский мир называет оккупированными Израилем. По этой причине ЛАГ сочла Coca-Cola спонсором и сторонником израильского государства, в результате чего страны — члены Лиги бойкотировали продукцию компании с 1968-го по 1991 годы. Место Coca-Cola в арабском мире занял ее главный конкурент — компания PepsiCo, избегавшая израильского рынка. Сейчас оба напитка продаются и в Израиле, и в арабских странах, однако стереотип, согласно которому «Кола» для евреев, а «Пепси» для арабов, до сих пор жив.
Французский паштет фуа-гра — одно из самых спорных европейских блюд и герой не одного бойкота. По мнению защитников прав животных, процедура откорма гусей и уток излишне жестока, так как перед забоем птицам фактически заталкивают в горло зерно и жир через специальную трубку, чтобы печень приобрела необходимые для фуа-гра свойства. Производители деликатеса объясняют, что гуси и так склонны к перееданию, так что такого рода кормление не является жестоким обращением с животными. Несмотря на это, организации PETA и другим защитникам прав животных удалось привлечь внимание многих стран к проблеме фуа-гра. Сейчас производство паштета законодательно запрещено в большинстве европейских государств (Франция в этот список не входит).
В американском штате Калифорния пошли дальше и в 2012 году запретили даже продажу фуа-гра. Решение вызвало бурные протесты французской стороны и перешло в политическую плоскость — образумить Калифорнию попытались по линии министерства иностранных дел. Когда запрет все же вступил в силу, французский депутат Филипп Мартин призвал сограждан пойти на ответный шаг и в знак солидарности с производителями фуа-гра отказаться от калифорнийского вина. Более того, он пообещал обзвонить все французские рестораны и убедить их отказаться от вин из Калифорнии. Впрочем, сложно представить, чтобы в одной из самых «винных» стран мира калифорнийское вино пользовалось серьезной популярностью.
Бойкоты бывают и успешными. Экологи из Greenpeace на протяжении нескольких лет вели борьбу с компанией Kimberly-Clark, мировым лидером рынка предметов личной гигиены. Экологи в рамках кампании Kleercut с 2004 года призывали бойкотировать продукцию Kimberly-Clark и провели множество публичных акций против компании с требованием пересмотреть правила вырубки деревьев, из-за которых страдают древнейшие леса в Канаде. В 2009 году компания серьезно изменила правила своей работы и пообещала позаботиться о сохранении канадских лесов, а в Greenpeace, в свою очередь, объявили об отказе от претензий к Kimberly-Clark. Об экономических последствиях бойкота салфеток и подгузников Kimberly-Clark не сообщалось.
В России наиболее известны случаи бойкота продукции нефтяной компании «Лукойл». Причин у них несколько. Во-первых, компания тесно связана с футбольным клубом «Спартак» (им владеет вице-президент «Лукойла» Леонид Федун), недоброжелатели которого призывают не заправляться на заправках «Лукойла». Впрочем, с такими же лозунгами выступали и сами спартаковские болельщики, протестовавшие против решений руководства любимого клуба.
Вторая и наиболее серьезная причина бойкота заправок «Лукойла» — ДТП в Москве с участием вице-президента нефтяной компании Анатолия Баркова в феврале 2010 года. Тогда автомобиль Баркова на Ленинском проспекте врезался в ехавший навстречу «Ситроен», в котором находились две женщины, Ольга Александрина и Вера Сидельникова. Обе они погибли. Расследование аварии сопровождалось широким общественным резонансом: высказывались предположения, что виновником ДТП был выехавший на встречную полосу водитель Баркова. В правоохранительных органах вины водителя в ДТП не усмотрели, а суд признал, что правила дорожного движения нарушила именно Александрина. Несмотря на размах кампании с призывом бойкотировать «Лукойл», никакого ощутимого результата она, по словам самого Баркова, не принесла.
Скорее всего, значимых потерь удастся избежать и российским производителям водки. Во-первых, основным рынком сбыта для них всегда была и остается сама Россия, где импортный алкоголь (за исключением разве что украинского) никак не конкурирует с отечественным, в то время как в Западной Европе российской водке приходится бороться за долю рынка с финскими, польскими и шведскими производителями. Во-вторых, между законотворчеством российских депутатов и продукцией частных производителей алкоголя даже при большой фантазии сложно поставить знак равенства, так что популярность акции ЛГБТ-активистов будет невелика.