Дикари и обезьяны

Главные британские группы по версии Mercury Prize

Arctic Monkeys
Фото: Music Pics / Rex Features / FOTODOM.RU

Влиятельная музыкальная премия Mercury Prize — своего рода барометр в мире британской и ирландской музыки. И сама награда, и просто попадание в число претендентов на нее являются большой честью и говорят о серьезном статусе группы. Mercury Prize вручается с 1992 года, и лишь один музыкант получил ее дважды (этого удостоились альбомы Пи Джей Харви «Stories From The City, Stories From The Sea» и «Let England Shake»). В целом список претендентов на Mercury Prize, за редким исключением, отражает состояние британской независимой музыки и включает в себя самые интересные альбомы года, выпущенные музыкантами из Великобритании.

В 2013 году список номинантов на Mercury Prize оказался как никогда силен хотя бы просто потому, что год оказался богат на интересные релизы. Очевидно, что фаворитами выглядят Arctic Monkeys, которых расхвалила британская пресса — они попали в число номинантов этого года в самый последний момент, так как новый альбом «AM» вышел 6 сентября, за несколько дней до формирования шорт-листа. «Лента.ру» предлагает ознакомиться с 12 главными британскими группами и исполнителями года по версии престижной премии.

Arctic Monkeys — «AM»

Arctic Monkeys — карьерная сенсация: их первый альбом в необычайно короткие сроки сделал никому неизвестных музыкантов главной рок-группой Великобритании, «новыми Oasis» и установил рекорд по скорости продаж. Еще Arctic Monkeys — это почти-подростковая сенсация: в тот самый год дебюта (2006-й) их лидеру Алексу Тернеру было всего 20, благодаря чему он моментально стал кумиром сверстников и тех, кто еще младше. Наконец, «обезьяны» — последняя группа рок-ревайвла, завершившая собой течение по гальванизации рок-н-ролла: после них не появилось ни одной группы, которая могла бы быть упомянута в одном ряду с The Strokes и Franz Ferdinand. Все это, наряду с громкими восторгами, породило и известный скепсис: группа-подражатель, группа-декадент, группа для девочек. Тем поразительнее, что сейчас Arctic Monkeys выходят на новый уровень, записав свой лучший альбом. На «AM» Алекс Тернер не оставляет свой юношеский напор, но добавляет к нему вкрадчивость Лу Рида и эротическую напряженность чуть ли не Джастина Тимберлейка. Иногда, когда хотят музыканта похвалить, говорят, что он поет как в последний раз. Однако то, что на пятом своем альбоме Тернер поет о любви, словно в первый раз, кажется, заслуживает еще большего восхищения.

David Bowie — «The Next Day»

Дэвид Боуи вернулся в 2013 году с новым — первым за десять лет — альбомом крайне неожиданно. На новые записи музыканта, который, по слухам, в последнее время вообще потерял интерес к музыке, никто не рассчитывал, и анонс «The Next Day» вместе с хрупким и трагичным синглом «Where Are We Now» появился как будто из ниоткуда. К счастью, диск можно назвать каким угодно, только не плохим или провальным. Выпустив одно проходное и несколько потрясающих видео на песни с альбома, Боуи этим в продвижении диска и ограничился — ехать в тур 66-летний артист наотрез отказывается и на публике практически не появляется. Единственное исключение в этой самоизоляции он сделал ради любимцев Arcade Fire, спев в их новом сингле «Reflektor».

Disclosure — «Settle»

Дебютный альбом Disclosure «Settle» — главная британская танцевальная поп-пластинка 2013 года. Рецепт хита оказался совсем прост: братьям Гаю (22 года) и Говарду (19 лет) Лоренсам понадобилось лишь позвать на клубный танцпол музыкантов, которые создали главный тренд 2012 года — чувственный новый R’n’B; Disclosure подпевают Джесси Уэйр, Джейми Вун и AlunaGeorge. Авторитетный сайт Pitchfork высоко оценил новую изобретательную дискотеку, поставив альбому оценку 9,1.

Foals — «Holy Fire»

В самом начале своей карьеры Foals влюбили музыкальный мир в полиритмические гитары и вытащили из андеграунда мат-рок, и все для того, чтобы уйти в пучину синтезаторного звука и прямолинейных бас-партий. Каждый раз, когда кажется, что Foals застыли в развитии и стали очередной скучной и предсказуемой инди-группой, в песнях с альбома «Holy Fire» меняется решительным образом все и из ниоткуда появляется, к примеру, взрывной рок-рифф или неожиданный припев. Тем лучше — смотреть на постоянно меняющуюся изобретательную группу гораздо интереснее, чем на машину по производству хитов.

James Blake — «Overgrown»

В 2011 году Джеймс Блейк должен был выиграть Mercury Prize за свой дебютный и поразительный альбом «James Blake», но все карты спутала Пи Джей Харви, записавшая свою чуть ли не лучшую пластинку «Let England Shake». Она стала единственным музыкантом, получившим Mercury Prize дважды за карьеру, а Блейк — одним из сотни, кому влиятельная премия не покорилась. Через два года Блейк записал «Overgrown» — диск со сложными песнями в электронной оболочке о взрослении и отношениях на расстоянии (как выяснилось впоследствии, с вокалисткой Warpaint Терезой Уэймен). За время, прошедшее с первой номинации, Блейк превратился в серьезного концертного музыканта и в целом полностью оправдал все авансы, которые ему выдали еще до выхода дебютного диска.

Jake Bugg — «Jake Bugg»

Джейк Багг — еще один юный бард; свою дебютную пластинку «Jake Bugg» певец выпустил в 18-летнем возрасте. Необычный голос, запоминающиеся мелодии, простые истории, рассказанные правильно подобранными словами, несложные аранжировки, юношеская дерзость — вот слагаемые, из которых, возможно, складывается новый Дилан. Иногда кажется, что Багг звучит чуть ли не как русский рок; иногда кажется, что русский рок звучал бы так, будь он чуть поблагополучнее.

Jon Hopkins — «Immunity»

Если бы Mercury Prize давался за лучший электронный альбом года, то Джон Хопкинс получил бы его досрочно. Влиятельный продюсер, работавший с Coldplay над пластинкой «Viva la Vida or Death and All His Friends», не сделал на своем альбоме «Immunity» никаких особенных открытий, как это удавалось в свое время Burial и Four Tet, да и вообще мало оглядывался на современный музыкальный ландшафт. Возможно, именно поэтому ему удалось вдохнуть в холодную, отстраненную электронику жизнь и эмоции, даже не прибегая к голосу и традиционной песенной структуре по примеру Джеймса Блейка. Благодаря «Immunity» Хопкинс вышел на передний план как музыкант и электронный композитор, способный сделать эмоциональный и в то же время танцевальный IDM, чего уже давно никому не удавалось.

Laura Marling — «Once I Was An Eagle»

Лоре Марлинг всего 23 года, а она выпускает уже свой четвертый альбом — и третий, номинированный на Mercury Prize. Поп-фолк возрождается на волне всеобщего интереса к Mumford & Sons, но, право, Марлинг куда интереснее: она смешивает дилановскую поэтическую точность с лиричностью Джони Митчелл, умножая их на свою особую эмоциональность. Критики это ценят: ставят пять баллов из пяти и называют альбом «Once I Was an Eagle» шедевром. Лора Марлинг на похвалы не отвлекается и уже пишет пятый альбом.

Laura Mvula —«Sing To The Moon»

Чернокожая британка Лаура Мвула — еще один дебютант 2013 года и еще одна история успеха сложносочиненной поп-музыки. Мвула занималась музыкой большую часть своей жизни и даже получила композиторское образование, но ее интересы ограничивались джазом, соулом и госпелом, то есть музыкой, от первых мест в чартах довольно далекий. Первый же опыт сделать альбом для широкой аудитории оказался чрезвычайно удачным: Мвула сумела скрестить сложные мелодические ходы и академичный подход с сильными припевами и модной обработкой голоса.

Rudimental — «Home»

Электронный квартет Rudimental делает музыку на стыке джангла и драм-н-басса, более уместную скорее в модных клубах, чем на закрытых рейвах. «Home» — первый альбом британских электронщиков, в апреле 2013 года он сумел добраться до первого места чартов в Великобритании. Как это часто бывает с танцевальной музыкой, немалый вклад в успех сделали приглашенные вокалисты: в этой части Rudimental сделали ставку на молодые таланты в лице 19-летней Эллы Эйре и молодого певца Джона Ньюмана. Отдельно стоит отметить трек «Waiting All Night» с Эллой на вокале и клип на него, рассказывающий историю потерявшего ногу экстремального велосипедиста.

Savages — «Silence Yourself»

Колючий и цепкий пост-панк на альбоме «Silence Yourself» лондонской группы Savages стал чуть ли не главным дебютом года. Отойдя от перецитированных Joy Division, Savages взялись за наследие Siouxsie and the Banshees и вдохнули новую жизнь в затосковавший и наполнившийся лоском жанр. Savages — это четыре девушки в темных нарядах, три из Лондона и одна француженка, вокалистка Дженни Бет, со своей короткой стрижкой смахивающая на Йена Кертиса. Очень сдержанные на сцене (если не считать яростную барабанщицу) и совершенно «дикарские» музыкально, Savages в туре в поддержку «Silence Yourself» объехали полмира и, кажется, половине мира успели понравиться.

Villagers — «Awayland»

Как несложно понять из названия, ирландцы Villagers играют фолк, не такой сложносочиненный, как у Mumford & Sons, но и далекий от однообразности. Со своим дебютным альбомом «Becoming a Jackal» они уже попадали в номинанты на Mercury Prize, ко второй своей пластине «Awayland» Villagers подрастеряли осмысленность своей музыки — вроде бы и мелодии хорошие, и звучит все достойно (разве что слишком похоже на Arcade Fire), но складывается впечатление, что сказать вокалисту Конору О'Брайену решительно нечего.

Победитель Mercury Prize будет объявлен 30 октября, он получит 20 тысяч фунтов стерлингов в качестве награды — и статус главного британского музыканта здесь и сейчас.