Жаркие. Зимние. Пешком

Олимпийский Сочи закроют для водителей

Выделенная полоса для транспорта, обслуживающего Олимпиаду в Лондоне, 2012 год
Фото: Toby Melville / Reuters

Российское правительство приняло первый документ, который устанавливает особые правила дорожного движения в Сочи на время проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году. Согласно поправкам, водителей не пустят на дороги и полосы для олимпийского транспорта. «Лента.ру» выяснила, какие еще ограничения ждут российских автомобилистов и как вопрос эффективного дорожного движения решали на других Олимпиадах.

21 октября вступят в силу изменения, которые внесло в правила дорожного движения (ПДД) российское правительство в преддверии XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. В частности, в российских ПДД появятся знаки для указания дорог и выделенных полос, зарезервированных под транспортные средства, обслуживающие Олимпиаду, — на основе знаков «Дорога для автомобилей» и «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» с добавлением пяти олимпийских колец.

Помимо указанных «олимпийских» транспортных средств выезжать на такие дороги и полосы смогут только машины экстренных служб. За обычными водителями оставили лишь право пользоваться выделенными «олимпийскими» полосами для выезда с прилегающей территории, поворотов и высадки пассажиров. Пока что неизвестно, какие именно дороги в Сочи будут названы приоритетными для транспорта, участвующего в Играх. Главным кандидатом на приобретение особого статуса является вновь построенная совмещенная автомобильная и железная дорога, которая соединяет прибрежный кластер (аэропорт и стадионы) с горным (лыжные и бобслейная трассы и трамплины). Известно лишь, что заработать «олимпийские» выделенные полосы должны уже с 15 декабря.

О том, что после завершения всех строительных работ и связанных с этим неудобств сочинцев ждет еще и ряд ограничений во время самих Олимпийских игр, стало известно в августе 2013 года. Тогда президент России Владимир Путин подписал указ об «особенностях применения усиленных мер безопасности» в период проведения Игр. В этом указе Путин распорядился не просто ограничить в передвижении сочинских автомобилистов, но и в принципе изолировать курортный город от всех приезжих машин на время Игр. Согласно тексту президентского указа, с 7 января по 21 марта 2014 года въезд в Сочи будет закрыт практически для всех автомобилей, не зарегистрированных (не поставленных на учет) на территории муниципального образования. Исключение будет сделано только для машин экстренных служб и транспортных средств со специальными пропусками.

Если способность российских властей закрыть целый город сомнений в принципе не вызывает, то система наказаний за нарушение новых пунктов ПДД и несанкционированное проникновение в Сочи законодательно пока никак не закреплена. Ориентиром служит только проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые в сентябре предложило Министерство транспорта. Въезд на территорию Сочи для не зарегистрированных в городе автомобилей в документе оценили в три тысячи рублей штрафа, а самовольное движение по «олимпийским» дорогам и полосам — в пять тысяч рублей. Правда, пока эти поправки не поступили даже на рассмотрение Государственной думы, а значит, могут еще не раз измениться.

Насколько эффективными в итоге будут все эти наказания и запреты, пока сказать трудно. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак, ответственный за проведение Игр, уже пообещал, что чиновники проведут с сочинскими водителями разъяснительную работу и «пробок в принципе не будет». Однако необходимо отметить, что Сочи — один из самых «автомобильных» городов России. По имеющимся данным, в Сочи зарегистрировано 170 тысяч автомобилей, то есть примерно 410 штук на тысячу человек населения города. Для сравнения, в Москве этот показатель составляет 297 автомобилей на тысячу жителей (это данные о зарегистрированных автомобилях, а ежедневно на дороги столицы выезжает до 380 машин на тысячу москвичей). При этом только в Краснодарском крае зарегистрировано еще более миллиона автомобилей, которые также могли бы усугубить транспортную обстановку в городе на время Олимпиады.

Очевидно, что в случае с Сочи российские власти ориентируются на опыт советского руководства, в свое время установившего значительные ограничения в Москве перед Олимпиадой 1980 года. Тогда въезд в столицу в принципе был закрыт для всех граждан СССР без московской прописки, а сам город «зачистили» от «антиобщественных элементов».

Есть и другие примеры того, как специально к Олимпиаде власти той или иной страны пытались справиться с транспортными перегрузками. Например, Пекин, который в 2008 году впервые в истории Китая принимал Олимпийские игры, тоже ввел целый ряд запретов, касавшихся автомобилистов. Правда, там речь шла не столько о стремлении освободить дороги для «олимпийского» транспорта, сколько о необходимости сократить объем выхлопных газов в городе, образовывавших над китайской столицей плотное облако смога.

Власти Пекина разработали принцип четных-нечетных номеров: машины с четной последней цифрой номерного знака допускали в город по одним дням, с нечетной — по другим. Нарушителям грозил штраф в размере 100 юаней, или 344 рубля по курсу на день начала Олимпиады (средний годовой доход на одну семью в Пекине в 2008 году составлял 64 тысячи юаней, или 220 тысяч рублей). Сократив, таким образом, почти наполовину ежедневное количество машин на дорогах города (всего их было 3,3 миллиона штук), власти на 40 процентов снизили количество вредных выбросов.

При этом опыт китайской столицы можно считать радикальным на фоне тех мер, которые накануне Олимпиады принимали в других городах. Так, власти канадского Ванкувера опубликовали подробный план (.pdf) организации движения за целый год до начала зимних Олимпийских игр в 2010 году. Полностью перекрытыми для движения оказались только улицы, непосредственно прилегающие к стадиону «Би-Си Плэйс», где проходили церемонии открытия и закрытия Игр. На остальной территории города и на трассе, соединяющей Ванкувер с расположенным в 126 километрах от него горнолыжным курортом Уистлер, организовали «олимпийские» полосы и локально ограничили парковку, а также ввели штраф в 100 канадских долларов (около 2,8 тысячи рублей) за нарушение этих правил. Ни о каких тотальных запретах на въезд в город речь тогда не шла, а дополнительно перекрывать улицы приходилось лишь на отдельных участках в часы пик.

В Лондоне — городе, который и без Олимпиады взимает плату за въезд в центр ради ограничения трафика, — также заранее озаботились подготовкой транспортной системы к наплыву гостей из разных стран. Информационная кампания началась за пять месяцев до открытия Игр 2012 года. Масштабные меры по перекрытию улиц в британской столице предпринимали только для проведения таких соревнований, как марафонский забег или велогонки, а в остальное время в городе действовали «олимпийские» полосы, за несанкционированный выезд на которые нарушителей штрафовали на 130 фунтов стерлингов (около 6,5 тысячи рублей) — то есть на сумму, аналогичную наказанию за выезд на обычные выделенные полосы. Поднять сумму штрафа до 200 фунтов специально для Олимпиады, как планировалось изначально, городским властям из-за давления общественности так и не удалось.