На Украине 22 января отмечают День Соборности — один из главных государственных праздников, объявленный в честь провозглашения в 1919 году Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики единой страной. В 2014-м по злой иронии в День Соборности Украина разделена на два лагеря, в авангарде одного — бойцы «Беркута», а другого — группа граждан, пытающихся прорвать оцепление вокруг правительственного квартала в Киеве.
Силовое противостояние в Киеве, начавшееся в воскресенье, 19 января, и продолжающееся по сей день, отодвинуло все остальные вопросы, прежде занимавшие украинцев, на задний план. Более того, масштабная потасовка в самом центре столицы, пожалуй, впервые в новейшей истории страны привела к человеческим жертвам; при этом число пострадавших, по разным оценкам, колеблется от пары сотен до полутора тысяч.
Дни мирной «оранжевой революции» окончательно ушли в прошлое в тот момент, когда власть продемонстрировала, что готова отстаивать свои интересы, не стесняясь в средствах. Правда, в Белоруссии или России, в сторону которых, по мнению украинской оппозиции, движется президент Виктор Янукович, силовики, судя по опыту прошлых лет, действовали бы куда жестче.
Непреклонность, которую демонстрирует украинское руководство, привела к тому, что Запад, похоже, всерьез вознамерился объявить бойкот Януковичу и людям из его команды. В среду, 22 января, стало известно, что посольство США на Украине отозвало визы нескольким украинским гражданам, которых связывают с применением силы на улице Грушевского — именно там на протяжении последних дней радикалы из числа оппозиционеров забрасывают булыжниками спецназовцев, а те в ответ распыляют газ, используют резиновые пули и светошумовые гранаты.
Свое недовольство позицией украинских властей в условиях многодневных уличных столкновений высказали и послы некоторых европейских стран, в частности, Великобритании и Германии. Президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что разговаривать с Януковичем бессмысленно. «Как по мне, сейчас нет больше смысла, потому что все, что должно было быть сказано, уже было сказано», — сказал он. «Майдан сегодня уже не отождествляется с оппозицией, — считает польский президент. — Кажется, что наступает явление эмансипации Майдана, людей, полных нетерпения, очень измученных ситуацией, которые требуют от оппозиции и власти ряда действий».
Действительно, складывается впечатление, что триумвират украинских оппозиционных лидеров в составе Арсения Яценюка, Олега Тягнибока и Виталия Кличко полностью утратил контроль над ситуацией. Все, чем занимаются эти политики (а они в основном повторяют заученные речи), вызывает отторжение у наиболее активной части протестующих, то есть у тех, кого действующая власть сегодня воспринимает хотя бы относительно серьезно. К эмоциональной риторике оппозиционеров Янукович и его команда уже привыкли, а вот реальное, физическое сопротивление властям, кажется, стало для украинского руководства полной неожиданностью.
Лидер националистической «Свободы» Олег Тягнибок накануне анонсировал первое заседание народного совета. Оно должно состояться вечером в среду. С него начнется формирование «народного правительства» — альтернативного органа власти, который, по замыслу оппозиционеров, должен составить конкуренцию крайне непопулярному кабинету министров Николая Азарова. Ничего нового для украинцев, в принципе, не происходит — в 2000 году, например, в стране некоторое время функционировали два парламента (тогда часть депутатов покинула Верховную Раду и проводила свои заседания в Украинском доме на Европейской площади). А в 2007-м на Украине вполне уживались два генеральных прокурора.
На этот раз, правда, планы у противников власти намного серьезнее — Виталий Кличко на днях объявил о внеочередных выборах президента. Но если оппозиция действительно решила сменить руководство страны, то ей придется поддержать радикальное крыло протестующих, а кроме того — делегировать наиболее рейтинговых представителей в регионы, вместо того чтобы проводить время на Майдане. Украинская власть, очевидно, все больше свыкается с мыслью, что те, кто противостоит ей на улице Грушевского, и те, кто выступает с речами на Майдане, — две абсолютно разные силы; а по отдельности справиться с ними не составит труда.
Тем временем западные регионы страны, где принятые 16 января Верховной Радой и подписанные позже президентом «диктаторские» законы восприняли наиболее ожесточенно, живут своей жизнью. Власти Ивано-Франковска уже объявили, что не будут подчиняться решениям парламента, во Львове заговорили об общегородской забастовке, в Тернополе идет мобилизация бойцов для отправки в Киев. При этом во всех западных областях блокируют местные отряды внутренних войск, направляющиеся в столицу. Митингуют даже в Донецке и Одессе. Казалось бы, почва для оппозиционной деятельности весьма благодатная, но Яценюк, Кличко, Тягнибок и прочие продолжают игнорировать периферию.
Зато с ней очень активно работают представители правящей Партии регионов — так называемые «титушки». Нанятые властями провокаторы не только продолжают прибывать в Киев из Харькова, Донецка, Днепропетровска, но и «следят за порядком» на местах.
Днем 22 января спецназ начал активную зачистку улицы Грушевского. Если операция силовиков завершится успешно, то, даже невзирая на возможные санкции со стороны Запада, Янукович сможет вздохнуть более или менее спокойно. «Беркут» уже отразил попытку штурма на Институтской и Банковой улицах в начале декабря, поэтому, перекрыв Грушевского и Петровскую аллею, он окончательно отрежет обитателей майдана от главных центров власти — зданий парламента, кабинета министров и президентской администрации. Поэтому все, что останется официальным оппозиционерам, — произносить громкие лозунги и для повышения самооценки формировать собственные «органы власти». Вряд ли эти шаги способны сблизить стороны противостояния или хотя бы наметить направление для сближения.
Даже тот факт, что в среду Янукович все же решился на личную встречу с лидерами оппозиции (ранее вместо себя он отправлял договариваться секретаря Совбеза Андрея Клюева — человека, которого считают ответственным за разгон Майдана 30 ноября 2013 года), не добавляет светлых красок в складывающуюся картину. Во всяком случае никого из активистов с улицы Грушевского в высокие кабинеты не позвали.