Российские деятели культуры выступили с открытым письмом в поддержку политики президента Владимира Путина на Украине. Какие конкретно шаги главы государства они поддержали, не уточняется ― в документе речь идет о «прочном будущем» для «общности народов и культур» России и Украины. «Лента.ру» обратилась к подписантам письма, чтобы понять, что они имеют в виду под необходимостью защищать единство двух народов — и откуда узнали о существовании инициативы.
Вечером во вторник, 11 марта, на сайте российского Министерства культуры в разделе «Новости министерства» появилось открытое письмо деятелей науки и культуры, которые заявили, что «не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем», когда «решается судьба Крыма и наших соотечественников», и поэтому «твердо заявляют о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». На момент опубликования письма под ним стояли подписи 86 культурных деятелей, включая актеров и режиссеров Олега Табакова, Алексея Баталова, Василия Ланового, Федора Бондарчука, Павла Лунгина, певцов Олега Газманова, Николая Расторгуева и Надежды Бабкиной, скульптора Зураба Церетели и других.
Как пояснил затем «Интерфакс», в ночь на среду на адрес Минкульта пришли более трех сотен писем, в том числе 64 — от деятелей культуры, прочие — от журналистов. Все они, пояснили агентству в пресс-службе ведомства Владимира Мединского, поддержали политику российского руководства в отношении провозгласившего свою независимость Крыма и Украины. Подписи под письмом продолжили поступать в течение дня, на момент публикации материала их общее число достигло 104 человек: в поддержку политики Путина высказался весь коллектив фолк-ансамбля «Бурановские бабушки», певица Валерия (Алла Перфилова) и ее муж, продюсер Иосиф Пригожин.
Как выяснила «Лента.ру», сбор подписей под письмом был организованным ― собеседники издания из числа подписантов подтвердили, что не знают лично авторов обращения, многим о нем было сообщено по телефону от представителей разных инстанций ― от Союза кинематографистов до комитета по культуре Петербурга. Непосредственным источником письма многие считают само Министерство культуры.
«Это письмо я, конечно же, видел собственными глазами, поскольку я являюсь заместителем председателя общественного совета министерства культуры», ― заявил «Ленте.ру» исполнительный директор Всероссийского хорового общества и бывший замминистра культуры Павел Пожигайло. «Мне звонили из Министерства культуры, зачитывали письмо», ― подтвердил режиссер Карен Шахназаров.
Режиссеру Владимиру Хотиненко письмо также зачитали по телефону. «Звонили из Союза Кинематографистов, а потом уже увидел письмо в Сети», ― заявил он «Ленте.ру». «Раздался звонок из Госкино (Федеральное агентство по культуре и кинематографии, бывшее преемником советского Госкино, было ликвидировано в 2008 году ― прим. «Ленты.ру»), спросили, как вы к нему [этому письму] относитесь. Я ответила: “Без оговорок”», ― рассказала изданию актриса Валентина Теличкина. По ее словам, «авторы письма», кем бы они ни были, ― «умные и разумные люди». Она удивилась вопросу «Ленты.ру»: «Как, как подписывают коллективные письма? Будто вы не знаете».
В самом отраслевом профсоюзе, который возглавляет режиссер Никита Михалков (его подписи под документом нет), причастность к распространению письма отрицают. «Им занималось Министерство культуры», ― сказал «Ленте.ру» пресс-секретарь Союза Дмитрий Якунин. При этом в секретариате профсоюза в беседе с изданием не исключили, что распространением бумаги мог заниматься заместитель Михалкова по Союзу Сергей Лазарук. Сам Лазарук был недоступен для комментариев.
Кто-то был включен в число подписантов явочным порядком. Это случай, например, художественного руководителя петербургского театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова Рудольфа Фурманова. По его словам, в список включили многих доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, в том числе его самого, но так как он «Владимиру Владимировичу полностью доверяет», против такого решения ничего не имеет. Писатель Андрей Константинов и кинооператор Игорь Клебанов также сообщили телеканалу «Дождь», что письма не видели.
В Петербурге, как следует из комментария актрисы Людмилы Сенчиной, сбором подписей занималось «наше управление культуры, наши начальники, которые сформулировали наши мысли». Джазмен и народный артист России Анатолий Кролл получил письмо «от коллег из Академии Гнесиных» (среди подписантов ― ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Маяровская и профессор этого высшего учебного заведения Фридрих Липс; для комментариев они были недоступны ― прим. «Ленты.ру»), но имена их он сообщить отказался.
Их коллега, пианист Юрий Розум сперва на фейсбуке открестился от письма («Первый раз вижу это письмо. Меня никто и не спрашивал о моем согласии»), а через 14 часов все-таки признал свою подпись под обращением. В интервью ИТАР-ТАСС днем в среду он, однако, заметил: «Конечно, я выступаю за то, чтобы Украина и Крым были Украиной и Крымом, а не очередным американским штатом. В моих жилах течет украинская кровь, я люблю Крым и не хочу, чтобы он был придатком к США, к НАТО». На звонок «Ленты.ру» он не ответил.
Президент ГМИИ им. Александра Пушкина Ирина Антонова на просьбу «Ленты.ру» прокомментировать письмо заметила: «Я ведь имею право не отвечать на ваши вопросы? Я не хочу это обсуждать, совершенно не хочу». Она также подтвердила, что «письмо прочитали по телефону». Кто это был, она уточнить отказалась. Директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова на тот же вопрос ответил: «Какая вам разница!»
При этом каждый из авторов письма вкладывал в него разное содержание. Как заявил «Ленте.ру» глава Всероссийского хорового общества Пожигайло, «поскольку то, что [Владимир Путин] делает и во внешней, и во внутренней политике устраивает как человека, гражданина, отца пятерых детей». «В свое время я вместе с президентом Владимиром Владимировичем Путиным открывал памятник Столыпину. Я считаю, что Путин ― это Столыпин наших дней. Столыпин, если вы помните, тоже смог в смутное время направить революционную энергию в мирное русло. Путин ― Столыпин в плане строительства великой России и тоже вернул России славу», ― сказал он.
Политика в отношении Украины ― непризнание новых властей в Киеве и поддержка общественного движения в Крыму, ориентированного на присоединение полуострова к России, ― как считает Пожигайло, «вошла в гармонию со всеми народами России»: «И чеченцы, и алтайцы солидарны с Владимиром Путиным, все его поддерживают».
Виновниками раскола на Украине Пожигайло считает «бандеровцев с Майдана». Если бы их не существовало, «Россия бы не поддерживала Путина в его политике на Украине, а так ― его поддерживают все», сказал глава Хорового общества. «Содержание письма не вызвало у меня никаких возражений», ― подтверждает его слова актриса Валентина Теличкина. «Мне приходится беспокоиться каждый день, я почти не сплю [из-за того], что произошло ― невозможности говорить на русском языке, возрождения фашизма», ― говорит она, ссылаясь на «многих украинских знакомых», которые «в ужасе от Ющенко, Януковича, нынешних событий».
Для актрисы Сенчиной письмо ― вообще не вопрос политической позиции, а «вопрос культуры»: на Украине решается «вся наша судьба, судьба русских, наших соотечественников». Никто из окружения актрисы «не понимает», что происходит в соседнем государстве, так что остается полагаться на то, что говорит Владимир Путин.
Возможное присоединение Крыма некоторые собеседники считают логичным. «Это важная для России территория ― со времен Екатерины II. Это российская территория ― к Украине она имеет отношение 60 лет, что по историческим меркам очень короткий отрезок», ― считает скрипач, народный артист России Сергей Стадлер. «Мне нравится, что это происходит», ― заявил он о событиях вокруг референдума о самоопределении территории. А вот джазмен Анатолий Кролл, также подписавший письмо, выступает категорически против «внесения военной интонации» в ситуацию вокруг Крыма ― он считает только, что своей подписью он «поддерживает те отношения, которые существовали между Россией и Украиной на протяжении последних 70-ти лет».
Некоторые собеседники посчитали, что вопросы о причинах, побудивших их присоединиться к поддерживающим украинскую политику Путина, подразумевают, что их просят оправдываться. «Я в первый раз в жизни подписал коллективное письмо, поскольку меня волнует то, что происходит в Крыму, волнует судьба этих людей, поскольку я ― украинец. Почему я должен перед вами теперь оправдываться? Я выразил свое личное мнение, и теперь весь день должен отвечать на вопрос, зачем я это сделал. Знаете, в старое время был такой большевистский анекдот “Что вы делали в октябре 1917 года?” Вот и меня теперь все спрашивают», ― расстроился режиссер Владимир Хотиненко.
Директор театра Вахтангова Крок ответил аналогично: «Я выразил свою гражданскую позицию, свое внутреннее убеждение. Я не хочу это комментировать, почему я должен вам объяснять, зачем я подписал это письмо?»
Режиссер Шахназаров был пространнее: «Вы знаете, во-первых, мой покойный отец, будучи чистокровным армянином, принимал участие в освобождении Крыма и штурме Севастополя и, будь он жив, не понял бы меня, если бы я не подписал это письмо. В данный момент происходит уничтожение украинского государства. Я не понимаю, почему граждане Крыма не могут высказать свое мнение на референдуме? Шотландцы ― могут, каталонцы ― могут (на самом деле испанское правительство считает такой референдум неконституционным ― прим. «Ленты.ру»), а крымчане, получается, нет? А то, что делает правительство РФ, меня полностью устраивает».