Новости партнеров

Высокий полет

Зачем в XXI веке нужны кругосветные путешествия

Харис Сулеман
Фото: @worldrounder96 / Instagram

17-летний Харис Сулеман собирался установить новый мировой рекорд, став самым молодым пилотом, совершившим кругосветное путешествие. 23 июля управляемый подростком самолет рухнул в Тихий океан. «Лента.ру» решила выяснить предысторию трагического события и попробовать понять, почему в XXI веке путешествия вокруг света, а также связанные с ними достижения и трагедии продолжают будоражить умы и сердца людей не меньше, чем во времена Фернана Магеллана.

What is кругосветка

Непрофессиональные путешественники часто путают понятия «кругосветка» и «очень долгое путешествие по всем континентам». Последнее может считаться достижением разве что личным. Не станет рекордом и перелет вокруг земного шара по авиабилету с десятью пересадками.

Маршрут настоящего кругосветного путешествия строится по так называемому большому кругу Земли, однократно огибая ось планеты, пересекает все меридианы и заканчивается в точке отправления. Стандарты кругосветного путешествия на самолете определяет Международная авиационная федерация. В частности, длина пути должна составлять не менее 37 тысяч километров. Строго говоря, «длинный круг» равен 36787,559 километра, но было принято решение это число округлить. Этот же институт фиксирует авиарекорды, а они могут быть разными. Отдельно оцениваются безостановочные путешествия, сложность маршрута, рекорды скорости и километража.

Федерация может фиксировать рекорды, связанные и с личностью пилота — гендерной принадлежностью и возрастом. Как раз последний параметр и интересовал 17-летнего Сулемана. Он рассчитывал преодолеть расстояние 37 тысяч километров за 30 дней и стать самым юным пилотом-кругосветчиком.

Вижу цель

Волна популярности полетов вокруг земного шара пришлась на первую половину XX века. Это объяснимо, учитывая, что на данный период пришлись «детство и юность» авиации. Впервые кругосветный полет на самолете осуществлен в 1931 году: американский летчик Уайли Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти совершил кругосветный рейс с посадками по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк за рекордные 8 дней, 15 часов и 51 минуту. Спустя два года, в 1933-м, он установил новый рекорд, но уже в одиночку, пролетев по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк за 7 суток 18 часов 49 минут.

После этого были другие достижения: первые беспосадочные перелеты, рекорды скорости. В Книге рекордов Гиннесса нашлось место и самому старому пилоту-кругосветчику — 82-летнему Фреду Лесби из США. А вот кого в этом параде рекордов не было, так это самого молодого авиатора.

Летать Харис Сулеман любил с детства. Отец-инженер, Бабар Сулеман, впервые посадил мальчика за штурвал в восьмилетнем возрасте. Так что, Харис с нетерпением ждал, когда сможет вырасти, получить лицензию на пилотирование и отправиться, наконец, в кругосветку. Разумеется, отца он планировал прихватить с собой, тем более что тот тоже мечтал о таком путешествии, но вот осуществить в свое время не смог.

Просто так — неинтересно

Юный фанат авиации решил, что просто рекорд — это скучно. Гораздо интереснее совершить кругосветный рейс во имя… чего-то. И тогда отец и сын придумали сделать свой полет благотворительным: собрать деньги, хорошо бы — миллион долларов — на строительство школ в родном Пакистане (семья Сулеманов иммигрировала в США в 1980-х). Сын и отец завели блог Around the World 4 Education для рассказов о своем путешествии и привлечения финансовых доноров. Собранные средства они планировали передать фонду The Citizens Foundation, занимающемуся вопросами образования детей в Пакистане.

Зачем им учиться?

Сулеманы, конечно же, не были первыми, кто захотел помочь пакистанским детям получить лучшее образование. Они считали, что это сможет уберечь их от религиозного экстремизма, а значит, и потенциального терроризма.

Полет закончен

Путешествие началось 19 июня 2014 года. Сулеманы делали остановки в Европе, Африке, Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Из-за пищевого отравления они немного задержались и в любом случае уже не смогли бы уложиться в ранее запланированный 30-дневный срок. Харис публиковал фотографии и короткие заметки в соцсетях.

«В каждой стране так много красоты и культурного наследия. Скорее всего, я не смог увидеть все, потому что максимум, сколько мы можем провести в каждом из мест, — это два дня», — говорится в одной из последних записей подростка в Twitter.

Управляемый Сулеманом-младшим одномоторный самолет Beechcraft Bonanza A36 упал в океан в районе архипелага Самоа. По какой причине это произошло, пока неизвестно. Тело Хариса Сулемана обнаружили спасатели, Бабара Сулеман продолжают искать. Отцу и сыну удалось преодолеть 42 тысячи километров, сделав 26 остановок. Они успели собрать полмиллиона долларов для The Citizens Foundation.

Из жизни00:0521 сентября

Полный провал

Миллионер заставил бедняка копать тайный бункер. Но все пошло не так