Главные фильмы недели так или иначе связаны с темой окончания детства. Дочь героя Мэттью Макконахи, названная им Мерф в честь закона Мерфи, решает в «Интерстелларе» посвятить жизнь науке после того, как отец улетел искать новую пригодную для жизни планету. Возраст Киры Найтли не мешает ее дружбе с девочкой-подростком Хлоей Грейс Моретц. 16-летняя Таисса Фармига совсем по-взрослому водит за нос опытного экстрасенса, а главный герой «Моего лета пинг-понга» учится мудрости жизни у Сюзан Сарандон. В каком-то смысле все мы живем в мире 16-летних подростков, потому что завтра они будут решать, какое кино нам смотреть. Уже решают.
«Интерстеллар»
Это как раз одна из тех картин, которые пересказывать не видевшим ее людям даже как-то подло. Главный герой, астронавт и — после закрытия космических программ НАСА — фермер поневоле Купер (Мэттью Макконахи) получает предложение, от которого невозможно отказаться: полететь искать пригодные для человеческой жизни планеты, потому что истощенная Земля перестала плодоносить. Пересказывать все, что происходит после первого часа — спойлер на спойлере. Режиссер Кристофер Нолан и его брат, сценарист Джонатан Нолан, придумали Куперу две противоположные профессии — фермер, который в принципе обязан быть привязанным к земле, летит от нее прочь уже в качестве астронавта, потому что его место в космосе. Драма Купера в том, что на Земле осталась любимая дочь Мерф (ее в разном возрасте играют Макензи Фой, Джессика Честейн и Эллен Берстин). Есть еще сын, но менее любимый и вообще он вырос туповатым, и Купер страдает, что из-за разницы во времени в разных измерениях он останется молодым, пока на Земле проходят десятилетия.
Нолан — один из немногих современных режиссеров, которому после коммерческого успеха трех «Темных рыцарей» доверяют любые бюджеты. «Интерстеллар» стоил около 170 миллионов, как средний комиксовый блокбастер. Но Нолана интересуют не надуманные комиксовые проблемы спасения мира. Всю жестокую красоту негостеприимных миров он уравновешивает беспощадной мелодрамой об отцовской любви, и к финалу обе главные составляющие смысла жизни Купера — частная, семейная, интимная — и глобальная сверхзадача — спасение человечества — сойдутся в одной точке. Эта законченность не дает «Интерстеллару» превратиться в очередной научно-популярный блокбастер, и несмотря на почти три часа, что он длится, смотреть его не скучно, хотя первый час кажется, что вступление затянуто.
«Детка»
Режиссер Линн Шелтон снимает грустные, но с оптимистичным финалом романтические комедии, выгодно отличающиеся от остальных голливудских ромкомов тем, что ее герои все-таки больше похожи на реальных людей, чем бесконечные блондинки в законе и в розовом, остервенело затаскивающие бедного идеального мужчину к алтарю.
В «Детке» все слегка сложнее. Главная героиня Меган, которую Кира Найтли играет в своей уникальной манере, как будто у нее нервный тик, делающий ее еще более привлекательной в глазах мужчин, не хочет жить по накатанной колее — работать на папу, выйти за не понимающего ее проблем парня, — поэтому она напрашивается жить к новой знакомой, 17-летней школьнице Аннике (Хлоя Грейс Моретц теперь играет все женские роли в возрастном диапазоне с 15 до 20 лет). Конечно, упрямые жанровые рамки подсовывают Меган новый романтический интерес в виде Анникиного папы (Сэм Рокуэлл), но пока не начинаются стандартные голливудские ухаживания, Шелтон успевает проговорить несколько важных вещей про кризис четверти жизни, который в кино плохо изучен. В общем, фильм для девушек, которым кажется, что они ничего не успели к тридцати, а таких много.
«Экстрасенс 2: Лабиринты разума»
Актер Марк Стронг, недавно игравший врача в триллере «Прежде чем я усну» с Николь Кидман, плавно перешел в «Лабиринты разума» и ничуть не изменился. Его герой — детектив, умеющий читать чужие мысли, что очень удобно: залез в сознание свидетеля или даже подозреваемого, и узнал, кто кого убил. На этот раз ему попался крепкий орешек — девушка Таисса Фармига полфильма водит детектива за нос, пока он ищет в ее воспоминаниях ключ к разгадке тройного убийства. Кажется, сейчас откроется дверь, и Кидман займет очередь в приемной.
Впрочем, ощущение дежавю возникает не только при взгляде на Стронга — «Экстрасенс 2», не являющийся на самом деле продолжением какого-то еще фильма (в оригинале он тоже мутировал под разными названиями — то Anna — по имени главной героини, то Mindscape) — ничем не примечательный триллер, не страшный и не увлекательный.
«З/Л/О: Новый вирус»
Только тем фактом, что люди ходят пугаться в кино, совершенно не думая о его качестве, можно объяснить множащиеся франшизы дешевых, плохо сделанных и, главное, совсем не страшных фильмов. Все эти «Паранормальные явления» и «З/Л/О» (а «Новый вирус» — уже третий фильм из, если можно употребить здесь это слово, франшизы) вызывают скорее смех и брезгливость, чем чувство страха.
«Новый вирус» пытается притвориться «Криком» великого Уэса Крэйвена и замахивается чуть ли не на социальную критику — мол, посмотрите, до каких мерзостей могут дойти подростки в жажде дешевой Ютьюб-популярности. Но когда люди, вставшие в благородную позу, выдают результат, который имеет смысл бесплатно смотреть на том же Ютьюбе, а не ходить специально в кино, возникает мысль, что не так далеко создатели этих фильмов ушли от героев, которых критикуют.
«Прощай, речь 3D»
Приятно осознавать, что есть люди, верные своим идеалам. Жан-Люка Годара многие считают чудаком, который перевернул мировое кино в 1960-м своим «На последнем дыхании», но потом все больше уходил в формализм и непонятные массовому зрителю эксперименты с изображением, звуком и способом рассказывания истории. Тем не менее 83-летний режиссер плевать на всех хотел и продолжает снимать кино, интересное пусть и небольшой аудитории, зато той, которую ему хочется считать «своей».
«Прощай, речь 3D» символично разделил приз жюри на последнем Каннском кинофестивале с «Мамочкой» вундеркинда Ксавье Долана — Годар в каком-то смысле прощается с той самой киноречью, которую только осваивает его молодой коллега. В фильме роман мужчины и женщины показан с точки зрения собаки, а ей речь не нужна.
«Мое лето пинг-понга»
Американцы любят снимать фильмы о спорте — бейсболе, баскетболе, даже гольфе — как о метафоре жизни. Играя, герои обмениваются опытом, растут и меняются. Сюзан Сарандон, несколько лет пиарящая настольный теннис, играет в этом фильме о конце детства соседку главного героя, 13-летнего мальчика, помешанного на пинг-понге и хип-хопе, как и положено ребенку в середине 1980-х, когда и происходит действие. Ничем не примечательное кино, но ни на что и не претендующее, кроме как показать момент, когда у человека все случается в жизни первый раз, ну, может, еще призывает к ностальгии по моде и музыке 80-х, но даже это делает ненавязчиво.