Киев решил ужесточить условия получения пенсий и социальных выплат для тех, кто проживает на неподконтрольных территориях Донбасса. Перечисление пенсий в эти районы (как и зарплат — бюджетникам) было прекращено еще несколько месяцев назад. У местных жителей, правда, оставалась возможность выехать на территории, контролируемые украинской стороной, получить причитающиеся деньги там, а затем вернуться обратно. Теперь этой возможности их лишили. По сути, пенсионеров, находящихся на территориях самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, поставили перед выбором: либо остаться и потерять деньги (с призрачной перспективой получить их в будущем, если место их проживания вернется под контроль Украины), либо получить пенсии и пополнить ряды переселенцев.
Перебои с пенсиями и зарплатами для бюджетников на территории Донбасса начались еще летом. Для этого были объективные причины: в регионе шли боевые действия, некоторые населенные пункты фактически оказались в осаде, были нарушены связь и электроснабжение. «Не работают ни банки, ни почты. Мы пытались возить туда деньги. Гибли люди, сопровождающие груз, и деньги до получателей не доходили», — констатировали в министерстве социальной политики Украины.
В правительстве, судя по всему, рассчитывали на то, что эти сложности имеют недолговременный характер. Украинские войска тогда наступали, занимая один населенный пункт за другим (выплаты зарплат и пенсий там, соответственно, возобновлялись). Полностью вернуть восток Украины под свой контроль Киев планировал до конца августа.
Планы, однако, были сорваны, наступление остановилось (в Киеве утверждают, что причиной стало вмешательство российских войск, в Москве это отрицают), появились признаки того, что конфликт может быть заморожен на неопределенный срок. В правительстве Украины не было единого мнения по поводу того, выделять ли деньги мятежным территориям (в министерстве финансов, в частности, полагали, что от них по-прежнему можно получать налоги, а взамен покрывать их расходы из бюджета). В конце концов, там оставались несколько миллионов украинских граждан, далеко не все из которых поддерживали ДНР и ЛНР.
В итоге возобладала точка зрения тех, кто считал, что платить не нужно. «Было принято решение не выплачивать на оккупированных территориях ни социальные пособия, ни любые бюджетные выплаты… то есть коммунальщикам, медикам, учителям, госслужащим. Поэтому пенсионеры городов Донецк, Горловка, Макеевка, Торез, Шахтерск, Снежное, как и любой оккупированный ДНР город, к сожалению, не будут получать свои выплаты», — сообщили в сентябре в администрации Донецкой области.
К такому решению критически отнеслись некоторые представители местной (проукраинской) власти. За выплату пенсий жителям неподконтрольных Киеву территорий высказался губернатор Донецкой области Александр Кихтенко, отметивший, что «это наши граждане, которые заработали их своим трудом». Мэр Донецка Александр Лукьянченко (несколько месяцев назад он перебрался в Киев, но формально остается главой городской администрации), со своей стороны, заявил, что город продолжает выплачивать налоги Украине и что «сегодня государство должно нам, а не мы ему». По его данным, за 10 месяцев предприятия города выполнили бюджет почти на 95 процентов. Сумма выплат в госбюджет за этот период составила 9,8 миллиарда гривен (30,5 миллиарда рублей).
Власти самопровозглашенных республик в этих условиях начали собственные выплаты. Платить обещали даже беженцам с Донбасса (уже в сентябре деньги от имени ДНР и ЛНР получили некоторые из беженцев, находящихся на территории Ростовской области). Позднее, впрочем, руководство Донецкой республики признало, что в полном объеме обеспечить выплаты не может (как выразился лидер ДНР Александр Захарченко, «сейчас нет экономики, а значит — нет денег»).
По данным на начало ноября, только в Донецкой области — точнее, на территориях, подконтрольных ДНР — без пенсий оставались более 600 тысяч человек. Задолженность перед ними составляла 3,7 миллиарда гривен (11,5 миллиарда рублей).
Фактически у людей оставалась возможность выехать на сопредельные территории, где действует украинская власть, переоформить там пенсии, а затем вернуться обратно. Правила позволяли пройти эту процедуру, написав соответствующее заявление и предоставив копию удостоверения личности (документов, которые подтверждали бы факт проживания на новом месте, не требовалось). В справке, подготовленной Пенсионным фондом, отмечалось, что «в случае повторной смены места пребывания (жительства), в том числе при возвращении к месту постоянного проживания (регистрации) в Донецкую или Луганскую области, выплата пенсии будет продолжена по новому адресу».
Те из пенсионеров, которые не имели возможности выехать из ДНР или ЛНР, могли оформить доверенность на поручителя (правда, как отмечает Gordon.ua, за это надо было заплатить от 300 до 600 гривен, да и наличие доверенности, по информации издания, не гарантировало, что пенсию переоформят).
Поездки за пенсиями через «линию фронта» стали распространенным явлением. По данным ОБСЕ на начало ноября, в город Изюм (Харьковской области) для этого с Донбасса ежедневно прибывали 600-700 человек. В подконтрольной украинской власти Константиновке, как сообщалось, местное управление Пенсионного фонда обслуживало по тысяче таких посетителей в день.
Власти самопровозглашенных республик против такой практики не возражали. И даже поддерживали. «Это деньги ваши, это деньги пенсионеров. Украина обязана их выплачивать. Если вы всю жизнь отработали на Украину, платили налоги, то не важно, где вы проводите свою старость — в Китае, России или ДНР, Киев обязан вам платить. Получайте ее на территории других городов и используйте», — заявлял лидер ДНР Александр Захарченко.
О намерении пресечь эту практику Киев объявил в начале ноября. Как сообщил представитель президентской администрации Геннадий Зубко, все украинские граждане, имеющие право на социальное и пенсионное обеспечение, должны будут «зарегистрироваться на территории, подконтрольной украинской власти». «До сих пор правительство пыталось поддержать людей — пенсионеры приходили, писали заявление, и им выплачивали деньги, сверяясь с электронной базой данных. Теперь этого не будет», — подтвердил изданию «Вести» источник, близкий к руководству Пенсионного фонда.
Как пояснила позднее министр социальной политики Людмила Денисова, жители неподконтрольных Киеву районов отныне смогут получить пенсию лишь при условии, что они переедут на территории, находящиеся в юрисдикции Украины, и зарегистрируются в качестве переселенцев. Оформить соответствующие документы они должны будут до 1 декабря.
Представитель Пенсионного фонда Украины Сергей Скрипниченко, комментируя новые правила, подтвердил, что даже для тех пенсионеров, которые по состоянию здоровья не могут выехать с территории ДНР и ЛНР, исключение сделано не будет. Оформить пенсию через доверителей им не позволят.
Действовавшую до сих пор практику в Киеве назвали «пенсионным туризмом». «Люди выезжают из зоны АТО (антитеррористической операции, как официально именуются военные действия против сторонников отделения востока Украины — прим. «Ленты.ру»), снимают пенсии и возвращаются. Мы не можем понять, кто эти люди, и почему они возвращаются в зону АТО и в рамках каких событий они принимают участие», — заявила министр социальной политики.
Ужесточение правил соответствует курсу на постепенное размежевание — по крайней мере, экономическое — с неподконтрольной частью Донбасса, которому в настоящее время следует Киев. О прекращении финансирования этих территорий правительство Украины объявило еще в начале ноября (президент Петр Порошенко, в свою очередь, допустил «ужесточение экономического режима»). Освободившиеся субвенции на сумму более миллиарда гривен (более трех миллиардов рублей) будут распределены между другими регионами. Кабинет министров принял постановление, которое предусматривает перевод бюджетных учреждений с территории ДНР и ЛНР в населенные пункты, контролируемые украинской властью. Завершить этот процесс планируется уже к 1 декабря.
Невыплаченным пенсиям и зарплатам в Киеве уже нашли применение. По данным правительства, они частично пойдут на погашение долгов за энергоресурсы, поступающие на территории самопровозглашенных республик (поставки газа и электроэнергии, как обещают в Киеве, будут продолжены, несмотря на то, что за это, по словам Порошенко, в настоящее время не поступает никакой оплаты).
Фактически, как полагает политолог Кость Бондаренко, позицию украинской власти можно расценивать как согласие на «медленное отделение Донбасса от Украины». «То есть в данной ситуации, она [власть] просто отмежевывается от тех людей, которые остались на территории Донбасса», — считает он. Другое возможное объяснение заключается в том, что Киев рассчитывает подтолкнуть людей к выезду с территорий ДНР и ЛНР — «выманить оттуда наибольшее количество жителей». А уже после этого, возможно, переходить, как выразился советник главы СБУ Маркиян Лубкивский, «к очень активным действиям».