Экономическая НАТО

Зачем американцам зона свободной торговли с Евросоюзом

Фото: Oliver Berg / AP

В начале декабря в Вашингтоне с первым официальным визитом в новой должности побывала Сесилия Мальстрем, еврокомиссар по торговле. Она постаралась придать импульс переговорам по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), то есть созданию зоны свободной торговли между США и ЕС. Европейцы выступили с инициативой этого проекта в 2013 году. Если такая зона, которую в шутку называют экономической НАТО, действительно будет создана, она объединит почти половину мирового ВВП и две трети международных инвестиций. Европейцы таким образом рассчитывали оживить торговлю Европейского союза, уставшего от жестких мер экономии и многочисленных регламентаций. Однако теперь ТТИП видится едва ли не геополитическим проектом, особенно на фоне ухудшившихся отношений с Россией и выхода Китая в лидеры мировой экономики. О деталях этого соглашения читайте в статье, подготовленной агентством «Внешняя политика».

Решимости европейских лидеров противостоит мощное общественное движение. В октябре на улицы 22 стран-членов ЕС вышли десятки тысяч протестующих. И это неудивительно — каждой европейской стране есть что терять. Помимо боязни того, что европейский рынок наводнят генномодифицированные американские овощи и обработанные хлором цыплята, французы, например, тревожатся за свою киноиндустрию, не способную противостоять напору Голливуда. В свою очередь британцы переживают за систему здравоохранения, которую могут раздавить американские страховые компании. Даже Германия, чьи автопроизводители только выиграют от соглашения, хотела бы избежать включения в договор механизма, позволяющего бизнесу подавать в суд на правительство. Если это произойдет, утверждают немецкие критики, то крупные транснациональные корпорации получат дополнительный рычаг влияния на европейскую политику.

Американцы относятся к договору более благосклонно. Пока активизировалась лишь группа профсоюзов во главе с AFL-CIO (Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов), запустившая рекламную кампанию в вашингтонском метро против упрощения процедуры одобрения торговых соглашений (так называемые fast-track authority). По мнению профсоюзов, подобные договоры служат лишь интересам крупных корпораций и приведут к сокращению зарплат и потере рабочих мест.

При этом в самом соглашении о ТТИП есть пункты, не устраивающие американскую сторону. Во-первых, европейцы требуют смягчить регулирование в финансовой сфере, установленное в США после кризиса 2008 года. Во-вторых, американские корпорации (главным образом, производители вооружений) могут пострадать в случае выполнения другого условия ЕС — отмены принципа «покупай американское». Американцы совсем не хотят лишиться преимуществ при заключении государственных контрактов. Наконец, Европа настаивает на включении в соглашение раздела по либерализации энергетической сферы. Сегодня в США действуют ограничения на продажу сланцевого газа за рубеж, позволяющие удерживать внутренние цены на низком уровне. Это, разумеется, нравится американским предприятиям с энергоемкими производствами. В случае же открытия европейского рынка, очень заинтересованного сейчас в диверсификации поставок энергоносителей, избыток газа потечет в Европу, что приведет к увеличению цен в самих Соединенных Штатах.

До сих пор на переговорах по ТТИП обсуждались исключительно общие вопросы, а все спорные моменты были отложены до лучших времен. Проработка основных деталей договора начнется во время следующего — восьмого — раунда переговоров, намеченного на февраль. Учитывая сложности ратификации соглашения о ТТИП в ЕС, для администрации Барака Обамы желательно составить окончательный текст договора до конца 2015 года. Ведь в отличие от предыдущих торговых соглашений этот документ может потребовать, помимо одобрения Европейского парламента, еще и ратификации национальных законодательных органов. Стоит отметить, что на переговоры по аналогичному, но менее противоречивому торговому соглашению между ЕС и Канадой ушло пять лет.

Сесилия Мальстрем, главный переговорщик со стороны ЕС, уже не раз заявляла, что Европа никуда не спешит. «Сами переговоры еще по-настоящему не начались, — говорит она. — Их основная цель — создание всеобъемлющего договора. Нет смысла идти по пути наименьшего сопротивления. Мы не торопимся. У меня есть еще пять лет (пребывания на посту). Но если нам удастся создать костяк договора до окончания президентского срока Обамы — это будет большим достижением».

Барака Обаму, желающего положить заключение о ТТИП в копилку своих политических достижений, такой подход явно не устраивает. На встрече с представителями бизнеса 3 декабря он дал понять, что США готовы идти на уступки ЕС. «Мы активизируем переговоры с европейцами по трансатлантическому торговому партнерству, — подчеркнул американский президент. — Если мы добьемся результатов, то это положительно скажется на американском бизнесе, а также будет в интересах рабочих и защитников окружающей среды всего мира, поскольку мы стремимся поднять стандарты, чтобы они были хоть и на порядок выше, но равными для всех. И я думаю, нам просто необходима ваша поддержка в данном процессе».

Более того, сегодня американцам играет на руку сложившаяся в Европе политическая ситуация, когда вопрос о трансатлантическом партнерстве стал рассматриваться в контексте противостояния с Россией, сплотившего ряды европейцев. Новый председатель Евросовета Дональд Туск прямо заявил: «ТТИП — это не просто договор о свободной торговле, но символ нашего геополитического партнерства».

Обсудить
Джордж Гроувз и Федор Чудинов На британский флаг
Сможет ли Федор Чудинов увезти из Шеффилда титул чемпиона мира по боксу
«Дьяволы», покорившие Европу
«Манчестер Юнайтед» Жозе Моуринью впервые выиграл Лигу Европы
Ульяна Тригубчак«Пока не могу преодолеть стеснительность»
Девушка из группы поддержки «Салавата Юлаева» о самосовершенствовании и КХЛ
Бей, души, убивай
Социальные сети не просто следят за нашими чувствами, они управляют ими
Самоубийственные аресты
За борьбой с «группами смерти» может стоять конфликт в силовых структурах
Привет, жестокий мир
Боль, отчаяние и мужество в объективах самых талантливых молодых фотографов
Лучшее автомобильное видео мая
Две «Тойоты» врезаются друг в друга, британский спорткар соревнуется с самолетом и многое другое
Тест-драйв японского брата «Дастера»
Как Nissan Terrano стал еще ближе к Renault Duster
Чемпионы Формулы-1 в Инди-500
Те, кому «Королевских гонок» оказалось мало
15 машин на реактивной тяге
90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности