Стратегия восстановления

Эксперты обсудили возможные модели экономического развития Донбасса

Шахта имени Засядько, Донецк
Фото: Вадим Гирда / AP / Fotolink / East News

Управление ООН по координации гуманитарных грузов опубликовало на днях отчет, обосновывающий отказ от раздачи продовольствия жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик недофинансированием. По данным управления, на программу помощи жителям Донбасса из запрошенных на 2015 год 316 миллионов долларов поступило лишь 16 процентов этой суммы (около 50,5 миллиона долларов). Значит, в ближайшее время руководству обеих республик предстоит хотя бы начать решать насущные экономические проблемы региона. Причем действовать придется сразу по нескольким направлениям — в диапазоне от обеспечения населения продовольствием до развития крупных проектов республиканского уровня. Наверное, по этой причине вокруг ДНР развернулась дискуссия об экономических моделях, которые можно было бы применить в регионе.

Если внимательно изучить промышленную карту Донецкой области, которая еще недавно была частью Украины, можно заметить ряд любопытных моментов, способных послужить основой для определения экономической модели нынешней ДНР. Да, на первый взгляд, позитива не так много — в последние годы именно юго-восточные области Украины считались самыми дотационными. В частности, по данным украинских средств массовой информации, только за первые полгода в 2013-м бюджетный баланс Донецкой области отличался значительным перекосом в сторону дефицита: регион получил дотаций на 9 миллиардов гривен больше, чем заплатил в республиканский бюджет.

Более того, по этому показателю Донецкая область занимала на Украине предпоследнее место — 25-е из 26 представленных территориальных единиц. Не менее негативны и другие экономические параметры. Однако общеизвестно, что абсолютные цифры не совсем корректны, поскольку не учитывают размер территории и численность населения области. Так вот, если брать бюджетное сальдо в расчете на душу населения, картина несколько улучшается — регион перемещается на 20-е место. За те же шесть месяцев 2013 года на одного жителя пришлось 2126 гривен дотаций из государственного бюджета, и худшей в этой номинации оказывается столица Украины, где объем дотаций в пересчете на душу населения почти в два раза выше.

К слову, считается, что эти цифры — общее место пропагандистской кампании, развязанной на Украине с целью подчеркнуть малое значение сепаратистских областей не только в рамках общественно-политической структуры Украины, но и в экономике. Тем не менее крупнейшие негосударственные компании Украины сосредоточены почему-то как раз вокруг самых дотационных регионов. В Донецкой области находится сразу пять компаний с совокупной выручкой в 77 миллионов долларов (по данным 2012 года). Этот регион — один из шести машиностроительных и четырех металлургических центров Украины с двумя из пяти крупных угольных месторождений страны (в целом Донецкий угольный бассейн располагает 140 миллиардами тонн угля). Общая же доля валового регионального продукта области в 2012 году была одной из самых высоких на Украине.

Все это дает ключ к пониманию управленческих моделей, характерных для Украины нулевых годов. В беднейшей дотационной области были сосредоточены крупные налогоплательщики и сохранилась целая производственная цепочка, работавшая на среднем уровне. Неудивительно, что аналитики экспертного совета форума «Стратегия восстановления Донбасса», проведенного в конце марта в Москве, признали регион перспективным даже для иностранных инвестиций. Для этого специалисты предлагают адаптировать местное законодательство под свободное ведение бизнеса и выработать принципы работы свободных экономических зон.

По их словам, «экономической и социальной базой для такой политико-экономическо-социальной конструкции является то, что на территории Донбасса существуют не только необходимые материально-производственные ресурсы, но и сформированы полноценные производственные отношения, которые участвовали до недавнего времени в создании 13 процентов ВВП Украины». По мнению экономиста Вадима Скрябина, чьи тезисы легли в основу итогового документа, в ближайшее время руководству ДНР предстоит решить ряд вопросов по резкой либерализации экономики. В числе основных рычагов он называет государственные гарантийные обязательства по секьюритизации привлекаемых инвестиционных ресурсов; уменьшение ставок по импортным и экспортным пошлинам или отсутствие таковых; усилия по либерализации или отмене валютного контроля; снижение ограничений на долевое участие иностранного капитала и многое другое.

В целом же в рамках выполнения минских соглашений эксперты предлагают провести в кратчайшие сроки легитимацию торговых отношений между субъектами хозяйствования ДНР и Российской Федерации. Как только власти республики сумеют решить основной пакет вопросов, связанный с безопасностью капитала на территории страны, за основу к действию, по предложению специалистов форума, могут быть приняты мероприятия, направленные на соединение энергосистем Донбасса и РФ. К слову, первый шаг в сторону повышения безопасности в ДНР уже сделан — в понедельник стало известно, что глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко издал указ, по которому все лица, не являющиеся сотрудниками силовых структур, обязаны до 4 апреля сдать оружие. Об этом говорится в сообщении министерства обороны ДНР, опубликованном на сайте правительства и народного совета республики.

Бывший СССР00:0115 декабря

Маленькая революционная страна

Армяне прогнали старую власть и выбрали новую. Но остались с прежними проблемами