Произошедшие в среду, 22 апреля, кадровые перестановки в органах государственной власти стали довольно шумным, хоть и спрогнозированным политологами информационным поводом, который начали активно обсуждать еще в понедельник, за три дня до самих событий. Множественные слухи и догадки, посыпавшиеся после сегодняшних отставок и назначений, привели к тому, что пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков призвал не искать тайного смысла в принятых кадровых решениях.
«В данном случае нужно исходить из того, что было сказано президентом. Президент сам обозначил необходимость введения должности советника, который курировал бы вопросы, связанные с импортозамещением, совместно с правительством, чем и обусловил глава государства переход Федорова с должности министра в администрацию президента», — пояснил Дмитрий Песков. По его словам, такое же обоснование было дано назначению Александра Ткачева.
Подобные разъяснения потребовались по той причине, что произошедшее затрагивает не только вопросы федеральной политики в сельском хозяйстве и импортозамещении, которым Владимир Путин уделил много внимания на прямой линии неделю назад. Отставка Николая Федорова с поста министра сельского хозяйства с последующим назначением его на пост советника президента России, назначение в Минсельхоз главы Краснодарского края Александра Ткачева, назначение на пост и.о. губернатора Кубани бывшего вице-губернатора региона Вениамина Кондратьева и досрочные губернаторские выборы в Краснодарском крае в сентябре текущего года — все эти решения имеют еще и немаловажные региональные аспекты, которые стоит рассмотреть особо.
Полномочия Ткачева на посту губернатора истекали в марте 2017 года. Продержавшийся во главе региона 14 лет, Александр Николаевич входил в последнее время в десятку губернаторов-долгожителей. Несмотря на это его влиятельность в последнее время серьезно падала. В начале текущего года его позиции ослабила высокая задолженность краевого бюджета (75 процентов по отношению к собственным доходам), а также аресты бывшего и действующего вице-губернаторов Кубани (всего за время правления Ткачева фигурантами уголовных дел стали пять вице-губернаторов).
В период руководства Ткачева негативных событий на Кубани случилось немало: дело Цапков, затопление Крымска, череда коррупционных скандалов, связанных, в частности, со строительством олимпийских объектов в Сочи и на Красной Поляне. При этом совершенно очевидно, что прегрешения Ткачева не настолько велики, чтобы награждать его традиционной в схожих случаях формулировкой «утрата доверия». Имея опыт пятнадцатилетнего руководства «всесоюзной житницей», он оказался вполне логичным кандидатом на место главы Министерства сельского хозяйства, — тем паче что вверенный ему регион в течение прошедшего года успешно реализовывал проекты по импортозамещению. К примеру, продукция кубанских сыроделов, сумевших в кратчайшие сроки начать выпуск бри и камамбера, заняла на полках столичных магазинов место французских деликатесов. Так что с подобным позитивным опытом вполне можно выходить и на федеральный уровень, выполняя задачу, поставленную президентом, — активнее замещать импорт отечественными продуктами.
Однако стоит вернуться к ситуации в Краснодарском крае. Напомним, что Ткачев в 2001 году «наследовал» Николаю Кондратенко — легендарному «батьке Кондрату», управлявшему Кубанью с 1997 по 2001 год. Как и Ткачев, прославившийся в 2002 году словами «Фамилии, оканчивающиеся на "-ян", "-дзе", "-швили", "-оглы", незаконные, так же как и их носители», Кондратенко отличался крайними националистическими убеждениями, а его многочисленные антисемитские высказывания помнят по сей день.
Интересно, что именно при Кондратенко руководящие посты в администрации Краснодарского края стал занимать Вениамин Кондратьев, назначенный и. о. преемника Ткачева (и получивший уже с легкой руки региональных журналистов прозвище «Кондрат Второй»). После прихода Ткачева он стал вице-губернатором, продержавшись в этой должности 11 лет. Стоит отметить, что на посту вице-губернатора Кондратьев курировал вопросы имущественных, земельных и правовых отношений. В 2014 году он перешел на службу в Управление делами президента РФ, а чуть более месяца назад, 12 марта текущего года, был назначен на должность заместителя управляющего делами президента России.
Любопытный нюанс: февральские аресты кубанских вице-губернаторов были связаны с делом о махинациях, проводившихся в 2006 году с землей, находящейся в госсобственности. А земельные вопросы в то время курировал, как было упомянуто, именно Вениамин Кондратьев. Вероятно, из-за этого источники в органах власти в последние несколько дней называют потенциальными кандидатами в губернаторы Краснодарского края совершенно иных людей — к примеру, бывшего вице-премьера Александра Жукова, занимавшегося среди прочего вопросами олимпийских строек в Сочи и знающего регион не понаслышке.
Однако же Кондратьев, не являющийся медийной фигурой, не участвовавший ни в одном из коррупционных кубанских скандалов, имеющий колоссальный опыт работы в регионе в командах самых разных губернаторов, в текущей ситуации выглядит наиболее оптимальным кандидатом на пост главы региона. При этом перед Кондратьевым уже стоит серьезная задача: в летний период обеспечить бесперебойное функционирование Керченской переправы, решить проблему пробок и очередей. Очевидно, что для и.о. это станет основным предвыборным испытанием, способным решить его дальнейшую политическую судьбу. Так что говорить с уверенностью о том, кто станет новым губернатором Краснодарского края, пока, пожалуй, не стоит.
Не менее интересна ситуация с теперь уже бывшим главой Минсельхоза Николаем Федоровым. По словам Владимира Путина, он — уже в статусе советника президента — будет работать в тандеме с Ткачевым для решения проблем сельского хозяйства. Но уже понятно, что подобная конфигурация долго не продержится. Должность советника для игрока масштаба Федорова слишком незначительна и выглядит скорее временным выводом в резерв. Стоит вспомнить также, что в течение нескольких последних месяцев политологи активно обсуждают перспективы возвращения Федорова на пост главы Чувашии, который он занимал с 1993 по 2010 год.
Полномочия действующего главы республики Михаила Игнатьева, считающегося в регионе креатурой Федорова, формально истекают летом 2015 года, а значит, до середины июня будет объявлено о проведении очередных выборов главы Чувашии. Пикантность ситуации придает то, что за прошедшие пять лет Игнатьев планомерно очистил региональное правительство от старой команды Федорова, поставив на ключевые посты своих людей. Стоит отметить, что слухи об отставке Федорова с министерского поста вплоть до появления президентского указа рассматривались как информационная атака со стороны команды Игнатьева.
По словам главы фракции КПРФ в Госсовете Чувашии Дмитрия Евсеева, которого цитирует ИА REGNUM, «публикации в федеральных СМИ о возможной отставке главы Минсельхоза — это не что иное, как элементы информационной войны между Игнатьевым и Федоровым». Он также заметил, что если бы Федоров планировал вернуться на пост главы региона, то механизм реализации этого был бы совершенно иной: Игнатьева отстранили бы от руководства и назначили и.о. Федорова. Нет никаких сомнений, что в случае прямого противостояния на выборах Николай Федоров, по-прежнему очень популярный в регионе, выиграет с серьезным перевесом. В любом случае «фактор Федорова» окажет серьезное влияние на выборы в Чувашии, — а это значит, что мы станем свидетелями первой (не считая Москвы) после возвращения прямых губернаторских выборов серьезной конкурентной предвыборной кампании.