Что смотреть на Beat Film Festival

Настоящий Берроуз и фальшивый Элвис, панки и рэперы — в главных фильмах смотра документального кино

28 мая стартует Beat Film Festival — один из лучших киносмотров Москвы, вот уже шестой год показывающий самые интересные новые документальные фильмы о музыке и современной культуре. «Лента.ру» выбрала семь заслуживающих внимания картин в обширной программе, которая охватывает как обласканные международными фестивалями докхиты об иконах контркультуры, так и независимые DIY-короткометражки, снятые героями отечественного молодежного андерграунда.

«Берроуз»

32 года назад Уильям Берроуз, автор «Голого завтрака» и «Джанки», икона поколения битников и энтузиаст наркоэкспериментов, «самый умный человек Америки» по утверждению Гинзберга и Керуака, позволил студенту нью-йоркской киношколы Ховарду Брукнеру снять о нем свою дипломную работу. За время, что Брукнер и Берроуз провели вместе, предполагавшаяся 20-минутной короткометражкой картина превратилась в масштабный, всеобъемлющий монумент живому классику. Брукнер соединяет разнородные элементы — разговоры с самим Берроузом, публичные чтения его книг, беседы с соратниками и критиками, кадры поездки писателя в родной Сент-Луис и даже инсценировки из «Голого завтрака» — и получает столь же разносторонний, парадоксальный портрет человека, всю жизнь ускользавшего от любых определений, правил и ограничений.

«На стиле»

Широкие штаны и золотые цепи, кроссовки Air Jordan и шляпы Kangol — за 30 лет мода хип-хопа проделала путь от злых улиц Бронкса и Бруклина на подиумы и в гардеробы модников всего мира. Саша Дженкинс в своей бодрой, ритмичной документалке этот путь отслеживает, разговаривая с рэперами, дизайнерами и фэшн-редакторами, складывая из интервью и архивных кадров фильм-коллаж, который не только обозначает влияние черного стиля на мировую уличную моду, но и получается историей становления самой афроамериканской культуры. Историей, увиденной через уникальную оптику — как утверждает в кадре Канье Уэст, «без желания пацанов из гетто красиво одеваться современного хип-хопа, каким мы его знаем, попросту не было бы».

«Любимый небесами»

Эллиот Смит был проклятым поэтом гранжа (в составе группы Heatmiser) и тишайшим певцом отчаяния (в своих сольных проявлениях), лицом портлендского рок-андерграунда и оскаровским лауреатом за песню к «Умнице Уиллу Хантингу» Гаса ван Сэнта, тонким, чувствительным лириком и яростным проводником саморазрушения. В 2003-м Эллиот вонзил себе нож в сердце, оставив после себя несколько альбомов, армию фанатов и десятки горюющих родных, друзей, соратников. «Любимый небесами» пересказывает его биографию от трудного детства и первых музыкальных опытов до героиновой зависимости и неожиданной славы, обнаруживая одну из самых трагических судеб в современной музыке — и наследие, продолжающее впечатлять все новые поколения музыкантов и слушателей.

«Айрис»

К девятому десятку жизни мало кому удается сохранить рассудок, что уж говорить о стиле — не то Айрис Апфель, которая и в свои 93 не покидает страниц светской хроники и блогов об уличной моде. Портрет этой удивительной женщины, поражающей не только даром небанально наряжаться, но и мудростью высказываний, стал последним фильмом в богатой фильмографии скончавшейся в этом году другой культурной иконы — документалиста Альберта Майзелса, автора таких культовых картин, как «Серые сады» и Gimme Shelter.

«Орион»

Beat Film Festival со своим фокусом на парадоксах и феноменах современной массовой культуры всегда гордился историями сумасбродов и безумцев, фриков и маргиналов с задворок музыкального мира. Один из таких неочевидных героев во всей красе предстает в документалке Джини Финлэй «Орион». Джимми Эллис, сын конюха из сельской Алабамы, прославился в конце 1970-х — когда после смерти Элвиса Пресли во всей Америке не обнаружилось другого человека, который бы настолько удачно копировал его внешность, манеризмы и тембр голоса. Финлэй запечатлевает историю взлета певца под псевдонимом Орион — и его неизбежного, в отсутствие элвисовского таланта, падения.

«Бэнкси уделывает Нью-Йорк»

В октябре 2013-го Бэнкси, самый известный граффити-художник планеты и, возможно, самый большой мистификатор всего современного искусства, ударно провел месяц в Нью-Йорке — за 31 день оставив на городских стенах 31 предмет искусства (или же вандализма — если вы придерживаетесь точки зрения полиции и надзорных органов). Документалист Крис Мокарбел, впрочем, не стремится заглянуть в закулисье работы британца — тот сам сделал это довольно феерическим образом в собственной картине пятилетней давности «Выход за сувенирную лавку». Нет, «Бэнкси уделывает Нью-Йорк» оказывается портретом не создания искусства, а его потребления — одержимости, охватывающей при упоминании имени Бэнкси фанатов и коллекционеров, дельцов и спекулянтов, заставляющей их выкладывать баснословные суммы за его произведения, а то и выдирать их вместе со стенами, на которых те нарисованы.

«B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»

В 1980-х не было места, более притягательного для радикалов и тусовщиков от искусства всех мастей и калибров, чем Западный Берлин, отгороженный стеной от принципиально иного общества и будто в качестве компенсации за это соседство уходящий в отрыв от заката и до рассвета. Ник Кейв и Бликса Баргельд, Тильда Суинтон и Дэвид Боуи, тысячи куда менее известных панков, рэйверов и художников, создавали энергию города, который возносил одних и губил других, а главное, породил множество выдающихся фильмов и песен, произведений искусства и судеб, прожитых так, будто сама жизнь — один сплошной перформанс-арт. «В-Movie» — блестящее, эффектное свидетельство целой эпохи и места силы, которое эту эпоху во многом и определяло.

См. расписание показов и полную программу на официальном сайте Beat Film Festival

Культура00:0712 декабря
Nocow

«Идет сильный откат назад на большой скорости»

Музыкант Nocow о запретах в России, клубной культуре и равнодушии к наркотикам