Ловушку, в которую угодили большинство владельцев квартир в многоэтажных домах России, вполне можно назвать классической. Ведь в период бесплатной приватизации жилья государство брало на себя обязательства передать им в собственность нежилые помещения домов только после того, как приведет их в надлежащий вид. Однако теперь вступившими в силу поправками в жилищный кодекс оно переложило финансирование ремонта на самих жильцов, при этом оставив за собой право распоряжаться собранными с них деньгами. А в таком виде эта схема финансирования капремонтов, как говорят специалисты, является не чем иным, как финансовой пирамидой.
ЖКХ как вдохновение
Россияне отреагировали на новый платеж негативно. Спектр эмоций населения поражает разнообразием: можно увидеть все — от тихого возмущения до акций протеста. 23 июля, например, в Кирове (здесь размер платежа составляет 7,1 рубля с квадратного метра) прошел митинг против капремонта. Его провели под флагами КПРФ, как положено — у памятника Ленину. На одном из транспарантов была написала зловещая фраза, скорее даже угроза: «Дорогие продукты, бензин, ЖКХ — не доводите народ до греха». Протестное настроение, подстегнутое проблемами в коммунальной сфере, вдохновило людей на творчество.
«Так и будут обдирать, если будем мы молчать», — растяжку с таким текстом держала пенсионерка на акции в Тюмени (7,5 рублей с квадратного метра), состоявшейся 10 июля. «Завтра мы ждем налога на воздух», — вторила ей другая участница протеста. Были и пессимистичные образцы народного стихосложения: «Заплатил за капремонт — теперь не хватает на гроб».
Еще раньше, 3 мая, прошла акция протеста, названная «всероссийской». Все города страны поднять на борьбу с ЖКХ не удалось, зато люди вышли в Липецке и Чите. «Королев — иностранный агент?» — вопрошали участники демонстрации (Олег Королев — губернатор Липецкой области с 1998 года — прим. «Ленты.ру»), собравшие в ходе протестных мероприятий 12 тысяч подписей против оплаты капремонта.
Социологические исследования выдают противоречивые результаты. С одной стороны, население беспокоит рост цен, инфляция и общие проблемы в экономике (самые популярные ответы последнего опроса ВЦИОМ на эту тему). С другой — уменьшается число людей, уверенных, что именно государство должно платить за капремонт.
Согласно опросу того же ВЦИОМ доля таких граждан составляет 37 процентов, она упала на 5 процентных пунктов за полгода. 46 процентов респондентов считают, что платить должны собственники при участии государства, еще 10 процентов возлагают эту обязанность исключительно на жильцов.
В то же время большая часть участников опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) признали, что их дома нуждаются в срочном капитальном ремонте, — 34 процента россиян. 42 процента опрошенных пожаловались на проблемы в подъездах; 39 процентов упомянули крышу; 37 процентов недовольны состоянием фасадов своих домов. Примечательно, что у 46 процентов жильцов положение настолько плохое, что они готовы провести капремонт в кредит — лишь бы дом починили побыстрее.
Деньги вперед
Финансовая пирамида, напомним, — это способ обеспечения дохода пайщикам организации за счет постоянного привлечения денежных средств. При этом доход первым участникам финансовой пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих. В данном случае, если вести речь о созданных по инициативе Минстроя в регионах фондах капитального ремонта, происходить будет именно это. Согласно вступившим в действие с 1 июля поправкам в жилищный кодекс, платеж гражданина за капитальный ремонт является его накоплениями. За счет них ему когда-нибудь дом и отремонтируют.
Именно последний факт и придает этой финансовой схеме форму пирамиды. За капитальный ремонт своего дома вы будете платить сейчас, а отремонтируют вам его лет через 15. Если повезет, конечно, и средства у соответствующего регионального фонда еще останутся. А деньги, которые вы уже перечислили, будут не инвестированы, а потрачены на приведение в порядок жилого фонда, к которому вы сами никакого отношения не имеете. То есть первые вкладчики получат доход за счет следующих. Разница только в том, что очередность здесь определена заранее самими региональными чиновниками.
«“Котловой” метод помогает домам, которые срочно нужно отремонтировать. Это как касса взаимопомощи: сначала люди помогают починить самые проблемные жилища, затем спасенный дом платит в общий “котел”, возвращая долг жильцам, которые ранее их “кредитовали”», — пояснил «Ленте.ру» гендиректор Фонда капитального ремонта Московской области Андрей Чернышин.
«В реальности же собственник недвижимости вынужден самостоятельно отслеживать региональные программы капремонта, чтобы узнать, когда отремонтируют его дом. Контролировать расходование накопленных средств сложно», — не согласна с чиновником Елена Макашева — вице-президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН).
Стоимость капитального ремонта не является константой. Она разнится не только от дома к дому, но и имеет свойство увеличиваться во времени. Инфляцию и вместе с ней увеличение цен на стройматериалы никто не отменял. А значит, чтобы пирамида не рухнула, государству придется индексировать размер взносов ежегодно. И в этом смысле столичный тариф в 15 рублей за квадратный метр жилого помещения выглядит более обоснованным. Во всяком случае, он дает больше гарантий, что такая финансовая пирамида просуществует дольше. Между прочим, в столице платеж за капитальный ремонт самый высокий.
С потолка
Вопрос на засыпку: на сколько стоимость капитального ремонта многоквартирного дома в Москве отличается от стоимости приведения в порядок аналогичного дома в Санкт-Петербурге? Судя по тарифам, установленным властями каждой из столиц, — не менее чем в шесть раз. В первопрестольной с квадратного метра жилья теперь берут в фонд капитального ремонта 15 рублей, а в Северной столице — 2,5 рубля. В четыре раза дороже, чем в Питере, оказывается, стоит отремонтировать дом в Екатеринбурге. Там тариф с квадратного метра установлен на уровне 8,2 рубля. Жители Перми теперь платят 7 рублей за квадратный метр собственной жилой площади. Даже на Сахалине, где доля ветхого жилья в общем жилом фонде является одной из самых высоких, тариф установлен на уровне 9,8 рубля. Поэтому можно утверждать, что сумму платежа в первую очередь в регионах власти брали с потолка. А значит, рано или поздно, им придется подтягивать ее к московской. И не только под влиянием инфляции.
Между тем, глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская уже обратилась в столичную мэрию с требованием обосновать методику расчета тарифов и в Минстрой — проверить расчеты. «Столь высокую плату столичные чиновники объясняют необходимостью быстрее провести капремонты. Но при ставке в 30-50 рублей и выше ремонт пошел бы гораздо быстрее!» — негодует Галина Викторовна.
Тем не менее, пока только в Москве задумались о необходимости ввести льготы по уплате платежа за капитальный ремонт не только для инвалидов, но и для многодетных семей, доноров, лиц с ограниченными возможностями. «В таком случае льготами и субсидиями будут пользоваться около четырех миллионов москвичей. Это значительное количество граждан, которым требуется государственная поддержка», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. К сведению, это каждый третий житель столицы. В других регионах об этом не слышно. Оно и понятно — тариф занижен.
А вот вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Плескачевский указал на еще одно серьезное обстоятельство, которое не позволяет считать принятый Госдумой закон о капитальном ремонте совершенным. «Он расширяет простор для коррупции в наиболее чувствительной для россиян сфере — ЖКХ. Основа этой пирамиды заключается в том, что платят в нее собственники жилья, а распоряжаются деньгами чиновники. И они не заинтересованы экономить. В СССР можно было на стройке красть 10 процентов, а сейчас ставки выросли в разы», — говорит Виктор Семенович.
При этом добавим, что созданные в регионах фонды понятие «капитальный ремонт» трактуют достаточно широко. По их мнению, в него входит не только замена коммуникаций, ремонт несущих конструкций зданий, но и, например, покраска фасадов и подъездов, и латание крыш. То есть работы, которые до сих пор считались ремонтом текущим. Удостовериться в этом может каждый на сайтах самих фондов, о которых мы говорили выше.
И последнее. Обязательные платежи за капитальный ремонт в том виде, в каком российские власти ввели их с 1 июля, прямо влияют на инфляцию. Ведь услуги ЖКХ составляют существенную долю в потребительской корзине. По подсчетам Галины Хованской, с учетом произошедшего с 1 июля роста коммунальных тарифов на 10 процентов платежи тех же москвичей за собственное жилье выросли на 30 процентов. И если по итогам уходящего месяца Росстат покажет взрывной скачок индекса потребительских цен, в этом не будет ничего удивительного.