Закрытое небо

Украина запретила российским авиакомпаниям летать над своей территорией

Аэропорт Борисполь
Аэропорт Борисполь
Фото: Глеб Гаранич / Reuters

Правительство Украины запретило российским авиакомпаниям, в том числе крупнейшим («Аэрофлоту» и «Трансаэро»), выполнять полеты в аэропорты страны, а также совершать через них транзитные рейсы воздушных судов, которые «содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу». Вступление в силу этого запрета грозит обернуться большими неприятностями не только для российских перевозчиков, но и для самой Украины. Какими именно, выясняла «Лента.ру».

16 сентября Киев обнародовал санкционные списки, куда были включены почти 400 физических лиц и около 100 организаций. В перечне значится 21 российская авиакомпания, в частности «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Ямал», «Оренбургские авиалинии», Red Wings, «ВИМ-Авиа», «Газпром авиа», «Сибирь» и другие.

Согласно сообщению украинской Госавиаслужбы, попавшие под действие санкций российские авиаперевозчики не смогут летать на Украину с 25 октября 2015 года. Причем сначала речь шла исключительно о транзите, пункт об аэропортах добавили позже. «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах», — заявил украинский премьер Арсений Яценюк 25 сентября.

28 сентября Госавиаслужба Украины сообщила, что уведомила российские авиакомпании о введенных против них ограничительных мерах. В частности, «Аэрофлот» официально подтвердил получение уведомления от украинских властей и прекратил продажу билетов в города Украины с 25 октября. Аналогичные уведомления от авиационных властей Украины о запрете полетов с начала действия зимнего расписания получили и другие крупнейшие российские авиакомпании — «Трансаэро» (санируется «Аэрофлотом»), «Глобус» (входит в группу S7), «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), «Уральские авиалинии».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал запрет на полеты отечественных самолетов в украинские аэропорты очередным актом безумия. Нельзя сказать, чтобы решение украинского правительства оказалось для Москвы совсем уж полной неожиданностью. Однако на фоне недавних уступок России в газовом вопросе идея закрыть небо для российских перевозчиков говорит о намерении украинского правительства и дальше усложнять отношения между двумя странами — пусть даже в ущерб собственным интересам.

В российском Минтрансе пообещали ответить на решение украинских властей. Как заявил глава Минтранса Максим Соколов в интервью телеканалу «Россия 1», две украинские авиакомпании также могут быть не допущены к полетам на территорию России. Он назвал запрет Украины на полеты российских компаний выстрелом в ногу. По мнению министра, такими мерами украинские власти загоняют своих же граждан в транспортную изоляцию внутри самой Европы. За восемь месяцев 2015 года российские и украинские авиакомпании перевезли 800 тысяч пассажиров, и примерно 70 процентов из них являются гражданами Украины, напомнил глава транспортного ведомства. «Мы понимаем, что этот шаг фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами. (...) Но подчеркну, что в сложившейся обстановке к этому шагу российскую сторону вынуждают действия украинских властей», — отметил чиновник.

Позже, 28 сентября, премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть вопрос введения ответных ограничительных мер в отношении украинских авиакомпаний.

Украинские перевозчики также опасаются ответных мер, хотя и признают их в текущих обстоятельствах вполне логичными. Как рассказала пресс-секретарь крупнейшей авиакомпании страны «Международные авиалинии Украины» Евгения Сацкая, ожидания у перевозчика самые пессимистичные: «Понятно, что мы ожидаем предсказуемых, абсолютно логичных зеркальных мер со стороны Российской Федерации. Понятно, что МАУ как крупнейшая авиакомпания — в зоне самого острого риска».

Дорогостоящие запреты

По мнению экспертов, основания для опасений у украинских перевозчиков весьма серьезные. Россия может запретить украинским авиакомпаниям полеты на свою территорию и перекрыть все транзитные маршруты. Оба запрета могут быть введены одновременно, но, возможно, сначала украинским авиакомпаниям запретят полеты в РФ, считает партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов.

Тот факт, что отмена авиасообщения отразится на украинской экономике, переживающей самый серьезный за последние 25 лет кризис, сомнений не вызывает. По данным Biletix, летом 2015 года, несмотря на охлаждение отношений между странами, объем пассажирских авиаперевозок на Украину увеличился на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ключевыми направлениями авиаперелетов из России остаются Киев, Одесса, Львов. Помимо «Аэрофлота» и «Трансаэро» в пятерку крупнейших авиакомпаний, обслуживающих российско-украинское направление, входят S7, «ЮТэйр» и «Международные авиалинии Украины».

По данным газеты «Коммерсантъ», в Киев российские компании летают от 14 до 35 раз в неделю. В главном аэропорте страны Борисполе перевозки между Киевом и Москвой — это десять процентов всего пассажиропотока. С другим киевским аэропортом — Жуляны — ситуация еще сложнее: по предварительным подсчетам, он потеряет до трети дохода. Как рассказал изданию глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский, прилетая трижды в день, «Трансаэро» платила аэропорту около 7-7,5 миллионов гривен в месяц. При этом планировалось увеличить количество рейсов до пяти. Из-за санкций предприятие недополучит эти деньги, а бюджет Киева будет терять 2,5 миллиона гривен налогов ежемесячно. В целом же, как подсчитал «Коммерсантъ», при введении запрета и симметричных российских мерах прямые и косвенные потери аэропортов Киева, Одессы и Львова превысят 10 миллионов долларов в сутки. При этом, по словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, ежегодные потери государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» из-за запрета российского транзита достигнут 150 миллионов долларов.

Что касается российских компаний, то их жизнь также усложнится, если запрет украинских властей действительно вступит в силу в конце октября. Перевозчикам придется пересмотреть маршруты, проходящие транзитом через воздушное пространство, контролируемое Украиной. Это может привести к отмене рейсов по ряду направлений из-за вынужденного удлинения пути: облет стоит дополнительных ресурсов — топлива и времени, отмечает главный редактор журнала «Линия полета» Роман Захаров, добавляя, что в таком случае под угрозой могут оказаться, к примеру, полеты в Кишинев и Болгарию. Выходом, по мнению эксперта, могут стать полеты через воздушное пространство Украины на украинском и транзитных перевозчиках, а также рейсами российских авиакомпаний, не затронутых санкциями, в том числе специализирующихся на чартерных рейсах.

Палка о двух концах

Надо сказать, что односторонний или взаимный запрет на полеты, вводимый странами, — идея не новая и время от времени используется как инструмент политического и экономического давления. В некоторых случаях дело все же ограничивается угрозами на словах, поскольку при современной интенсивности авиасообщения любой запрет непременно оказывается палкой о двух концах, и в истории таких примеров немало.

«Достаточно вспомнить условия, в которых существовала авиация в разделенной послевоенной Германии: вплоть до объединения страны авиаперевозчики ФРГ и ГДР не могли без особого разрешения пересекать воздушную границу между странами, поэтому между ними не было регулярного воздушного сообщения. Да и полеты в воздушном пространстве были фактически запрещены: восточно-германский "Интерфлюг", например, облетал территорию ФРГ через соседние страны», — рассказывает Роман Захаров.

После инцидента с южнокорейским «Боингом-747» в 1983 году Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации. По сути это означало блокаду авиасообщения с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы «Аэрофлота», воздушное пространство между США и СССР было перекрыто. Однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение открыли уже 2 октября.

В начале 2000-х разгорелся конфликт с Испанией за право осуществлять чартерные перевозки в эту страну. Пользуясь пунктом в двустороннем соглашении о воздушном сообщении, Россия отказывала испанским авиакомпаниям в праве совершения чартерных полетов. Ответные меры Испании вынудили ее пересмотреть эту позицию.

Однако иногда странам, вводившим запреты, удавалось достичь своих целей. Так, осенью 2004 года Россия закрывала воздушное пространство для Грузии из-за задолженности грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание в российском воздушном пространстве — тогда она составляла 3,6 миллиона долларов. Но проблема быстро разрешилась. После того как Россия объявила о намерении ввести запрет на полеты грузинских самолетов над своей территорией, грузинская сторона признала долг и взяла на себя обязательства по его погашению.

Самый свежий пример — август 2014 года. Санкционная война между Западом и Россией уже была в самом разгаре, когда официальный представитель Еврокомиссии в Германии Рихард Кюнель в интервью изданию Deutsche Welle заявил, что Евросоюз готов запретить самолетам российских авиакомпаний пролетать над Европой. В ответ на это премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил запретить иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью (речь шла о беспосадочных перелетах из Европы в Юго-Восточную Азию). Эксперты отмечали, что запрет летать над Сибирью привел бы некоторых европейских авиаперевозчиков к неминуемому банкротству. С другой стороны, российские перевозчики пострадали бы не меньше — даже если не принимать в расчет роялти, сумма которых, по разным оценкам, составляет порядка 300 миллионов долларов в год. Плюс репутационный ущерб: государство показало бы себя ненадежным партнером, который ставит политические решения выше профессионального подхода.

Нынешний случай вполне вписывается в историю аналогичных запретов, ведь и сейчас гражданская авиация становится заложником политических решений, экономические последствия которых вряд ли всесторонне и подробно просчитаны.

Обсудить
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Олег МихеевБанкрот-фронт
Как политики задолжали миллионы и вынуждены жить на 10 тысяч рублей в месяц
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Поколение пять
Истребители XXI века вступают в права
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде«События в столице застали Ильича врасплох»
Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды