За последние пару лет мир вдоволь насмотрелся на зверства, чинимые «Исламским государством». Однако и прочие участники сирийского конфликта далеко не ангелы. На днях бойцы группировки «Нур аль-Дин иль-Зенки», принадлежащей к так называемой умеренной сирийской оппозиции, обезглавили обвиненного в шпионаже 11-летнего палестинца. Не брезгуют пытками и сторонники официального Дамаска. Опыт применения самых бесчеловечных методов борьбы с оппонентами обобщила «Лента.ру».
Казнь мальчишки сняли на видео. В ролике показано, как члены группировки везут связанного ребенка в кузове машины. Один из боевиков говорит: «У "Бригады Аль-Кудс" нет мужчин, раз они посылают к нам детей». Другой добавляет: «Вот твои псы, Башар», обращаясь к президенту Сирии Башару Асаду. Затем один из палачей кладет связанного мальчишку лицом вниз и под крики «Аллах акбар!» отрезает ему ножом голову.
«Нур аль-Дин иль-Зенки» входит в состав «Левантского фронта» и его союзников, «Исламского фронта» и «Свободной сирийской армии». Это — «хорошие парни», которые одновременно пытаются сместить «режим Асада» и воюют с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство», получая, соответственно, военную и финансовую помощь США. Впрочем, давать деньги детоубийцам, даже если это «наши сукины дети», американцы не хотят. Начальник пресс-службы Госдепартамента Марк Тонер заявил, что Вашингтон прекратит поддержку этой группировки, добавив, однако, что сперва нужно во всем разобраться.
Не желая терять влиятельных спонсоров, руководители «Нур аль-Дин иль-Зенки» поспешили заверить, что случившееся — это единичный перегиб, а не обычная для группировки практика. По их словам, мальчика обезглавили из-за «нетипичной ошибки» исполнителя, которая «идет вразрез с методами, практикующимися группой, и ее общей политикой».
Организация пообещала расследовать убийство ребенка и заявила, что все подозреваемые отданы под трибунал. Каким именно образом приговор в отношении проштрафившихся бойцов будет приведен в исполнение, остается лишь догадываться.
В апреле 2013 года командир повстанческой «Бригады Омара аль-Фарука» Абу Саккар вырезал из тела убитого солдата правительственных войск сердце и печень. «Клянусь Аллахом, мы съедим ваши сердца, вы, солдаты Башара! Вы — псы! Аллах велик! Герои Баба Амр! Мы вырвем их сердца, чтобы их съесть», — провозглашает повстанец на видео, после чего откусывает кусок сердца. Представитель оппозиции подтвердил, что кадры, выложенные в сеть, — подлинные, однако подчеркнул, что это, опять же, единичный случай. Позже уже сам «главный герой» подтвердил подлинность видео. А заодно с нескрываемой гордостью сообщил, что у него имеется еще более шокирующий ролик, где он распиливает пилой на «мелкие и крупные части» тело сторонника правительства Сирии.
О том, что умеренная оппозиция применяет пытки, известно давно. Еще в сентябре 2012 года соответствующие факты были собраны в докладе правозащитной организации Human Rights Watch. Отчеты с подробным описанием сцен насилия публиковались и позже.
Свои зверства умеренная оппозиция оправдывает не менее чудовищными преступлениями, совершенными бойцами проправительственных сил. Оппозиционеры утверждают, что в Сирии об этих злодеяниях известно всем и ссылаются на несколько видеороликов, которые в российском сегменте интернета недоступны. Речь, в частности, идет об аресте, избиении и кастрации 15-летнего юноши, а также пытках при помощи электродрели 13-летнего подростка. Еще в 2011 году специальная комиссия ООН по правам человека опубликовала доклад с утверждениями о том, что на территории Сирии существует как минимум 27 концлагерей, где заключенные подвергаются жесточайшим пыткам и издевательствам.
В документе со ссылкой на бывших узников приводились жуткие истории: заключенных били электрошокерами по гениталиям, заставляли вступать между собой в сексуальные отношения, засовывали горящие окурки в анальные отверстия. Задержанным неоднократно угрожали изнасилованием их самих и членов семей — жен и детей, включая малолетних.
Несколько опрошенных свидетелей заявили, что были изнасилованы дубинками и что они видели, как солдаты правительственных войск насиловали детей. Позже было опубликовано еще множество документов и свидетельств, обвиняющих режим Башара Асада в преступлениях против человечности. Эти разоблачения во многом и служат основанием для требований отставки нынешнего сирийского лидера и предания его суду.
Сообщения о зверствах, чинимых боевиками «Исламского государства» и их союзниками, стали поступать буквально сразу после того, как группировка начала одерживать победы и захватывать один за другим города в Ираке и Сирии. Весь мир облетели кадры публичных казней пленников и заложников, которым палачи отрезали головы. Одним из самых раскрученных экзекуторов ИГ стал Мохаммед Эмвази, прославившийся под псевдонимом Джихади Джон. Он считался одним из самых разыскиваемых преступников в мире: США назначили за его голову награду в 9,4 миллиона долларов. В августе 2015 года боевик, ранее проживавший в Великобритании, пообещал вернуться на Туманный Альбион и продолжить «резать головы». Однако сдержать обещание не успел: в январе 2016-го стало известно, что палач был убит в результате удара беспилотника.
Показательные казни с элементами бравады, записи которых ИГ выкладывало в интернет, преследовали несколько целей — устрашение местного населения, деморализация противников, порождение чувства безнаказанности у сторонников, укрепление собственной власти на подконтрольных территориях. Ролики должны были продемонстрировать, что с жизнью можно расстаться за любую, даже мельчайшую, провинность. Например, в феврале этого года за прослушивание западной музыки боевики казнили 15-летнего подростка. После того как приговор на глазах местных жителей был приведен в исполнение, тело подростка вернули семье.
Казни за отказ выполнять прихоти террористов также происходят регулярно. В апреле этого года в Мосуле были убиты 250 женщин за отказ стать секс-рабынями. По этой же причине уже в июне в том же Мосуле заживо сожгли 19 езидок.
Извращенная фантазия, помноженная на религиозный фанатизм, особенно разыгралась, когда лидеры ИГ начали терять источники доходов. В том числе из-за уничтожения инфраструктуры, необходимой для контрабанды нефти. Да и на поле боя удача от них отвернулась. Мирных жителей стали использовать в качестве живых щитов, не давая им возможности уйти из осажденных городов. За попытку покинуть населенный пункт — казнь. В начале апреля в осажденной Эль-Фаллудже боевики «Исламского государства» заживо сожгли 15 человек, пытавшихся сбежать из города. За аналогичную «провинность» в мае в иракском Киркуке заживо была сожжена семья из пяти человек.
Бывших соратников, попытавшихся сбежать или сдаться в плен, в назидание остальным подвергают не менее мучительным казням. В начале июля семерых дезертиров заживо сварили в чане. В бассейн с азотной кислотой бросили 25 человек, заподозренных в шпионаже в пользу правительства Ирака.
Террористы ИГ закапывают людей живьем, травят их собаками. Так наказывают нерадивых командиров, не справившихся со своими обязанностями.
К своей адской работе игиловцы привлекают детей. Недавно в качестве палача террористы использовали четырехлетнего ребенка. На видеозаписи мальчик стоит у машины с четырьмя безоружными мужчинами внутри. Они на камеру признаются в том, что были шпионами и вредили интересам экстремистской группировки.
Взрослый боевик зачитывает угрозу в адрес бывшего в тот момент премьер-министром Великобритании Дэвида Кэмерона, после чего мальчик нажимает на кнопку пульта дистанционного управления и автомобиль взлетает на воздух. Камера показывает его остов, а мальчуган кричит: «Аллаху акбар!»
Ребенка зовут Иса Дэр, он сын сбежавшей к боевикам в Сирию из Лондона британки. Прозванный Джихади Джуниором (по аналогии с упомянутым выше Джихади Джонном) Иса уже получил известность: в 2014-м его мать опубликовала фотографию ребенка с автоматом Калашникова в руках.
Всего, по данным правозащитной организации Сирийская обсерватория по правам человека, опубликованным в конце апреля, менее чем за два последних года (статистика ведется с лета 2014-го) террористы ИГ казнили 4144 человека. Из них 2230 — гражданские лица, включая женщин и детей, около 1100 — плененные в бою солдаты правительственных войск и проправительственных ополчений, еще 400 — члены группировки, которые были убиты за различные провинности. Также террористическая организация уничтожила не менее 300 повстанцев из других исламистских или оппозиционных формирований.