Вопреки прогнозам практически всех социологов, экспертов и политологов, новым президентом США стал республиканец Дональд Трамп. Миллиардер в ходе беспрецедентной по накалу страстей гонки одолел своего оппонента — демократа Хиллари Клинтон. «Лента.ру» следила за тем, как проходил день голосования в США.
«Счастливого Трамповства!» — написал один из пользователей Reddit, узнав об успехах своего кумира. 8 ноября 2016-го могло войти в учебники истории как день, когда Соединенные Штаты Америки впервые в истории возглавила женщина, но этого не случилось. Хотя накануне аналитики прочили победу Клинтон — агрегатор предвыборных опросов RealClearPolitics фиксировал ее трехпроцентное преимущество, а результаты досрочного голосования (исторически выгодного для демократов) тоже внушали оптимизм бывшей первой леди.
Но Дональд Трамп сдаваться не собирался — он ушел от ответа на вопрос, признает ли он результаты народного волеизъявления в случае поражения, а в ходе выборов даже обвинил машины для голосования в приписке голосов своему оппоненту. Впрочем, опасения в нечестности выборов не подтвердились: избиратели гораздо чаще жаловались на огромные очереди (явка, по оценкам экспертов, была близка к рекордной).
Поначалу все заявления республиканца выглядели как нежелание задиры смириться с поражением — ранние результаты свидетельствовали о победе Клинтон в основных «колеблющихся» штатах — Флориде, Огайо и Нью-Гэмпшире.
Но это были лишь первоначальные данные — что характерно, в основном полученные в крупных городах. Как только в общей статистике появились результаты из сельской местности, картина кардинально менялась. В «копилку» Трампа ушли Флорида, Огайо и Аризона — эти штаты не считались «красными», в 2016-м на них претендовали и демократы. Потерпела крах и теория о том, что из-за демографических изменений (в частности, увеличения доли нацменьшинств) перейдет к «ослам» и традиционно республиканский Техас.
На фоне новостей о победе Трампа рекордно рухнул курс мексиканского песо, подешевела нефть, подорожало золото, а также отключился из-за лавинообразно возросшей популярности сайт миграционной службы Канады. Биржевой индекс Dow обвалился сразу на 750 пунктов (для сравнения: после терактов 11 сентября 2001 года он опустился лишь на 560).
Результаты голосования стали неприятным сюрпризом для многих аналитиков. Известный политтехнолог-республиканец Майк Мерфи, противник Трампа, написал в Twitter сообщение, больше похожее на исповедь: «В течение 30 лет в политике я верил в статистику. Сегодня статистика умерла. Кажется, нельзя ошибаться сильнее, чем я ошибся при оценке этих выборов». Экспертам предстоит найти ответ на вопрос, почему Клинтон, потратившая почти в два раза больше денег и проведшая блестящую классическую кампанию, потерпела столь сокрушительное поражение. Многие из них проводят аналоги с референдумом о Brexit — выходе Великобритании из ЕС, результаты которого тоже никто не смог правильно предсказать.
Американцы 8 ноября голосовали не только на президентских выборах — в Калифорнии, например, ими был одобрен план полной легализации марихуаны (до сих пор жителям штата разрешалось покупать и употреблять каннабис лишь по медицинским показаниям). Ожидается, что это решение, принятое самым густонаселенным штатом страны, вынесет вопрос легализации «травы» на федеральный уровень. А жители округа Колумбия (в котором находится Вашингтон, столица США) высказались за то, чтобы стать полноценным штатом. В Колорадо, в свою очередь, легализовали эвтаназию.
Победа Трампа пока не осмыслена американским обществом — на сайте The New York Times, например, можно почитать рассуждения экспертов газеты, которые утверждают, что его штаб, говоря о «скрытых избирателях Трампа» (тех, кто собирался за него голосовать, но не готов был в этом открыто признаться), сам не верил в собственную победу.
В любом случае, у республиканца будет минимум четыре года, чтобы попытаться реализовать предвыборное обещание «сделать Америку снова великой». У Трампа теперь карт-бланш: его однопартийцы контролируют и Сенат, и палату представителей, у него есть возможность предложить законодателям кандидатуру как минимум одного судьи Верховного суда.
Единственное значимое препятствие: внутрипартийная оппозиция. В период конкурентных праймериз миллиардер нажил себе множество влиятельных врагов среди республиканского истеблишмента — отныне ему предстоит попробовать себя в роли примирителя и лидера, чтобы повести за собой всех без исключения американцев.