Бывший СССР
00:05, 17 февраля 2017

Без светлого будущего Почему Украина может остаться без электроэнергии и тепла

Игорь Кармазин
Фото: Павел Ребров / Reuters

Люди в камуфляже и балаклавах греются на железнодорожных путях у костров в бочках. Это не привокзальные бомжи — так с конца января украинские националисты блокируют торговлю Киева с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР). В украинской энергетике из-за нехватки угля введен чрезвычайный режим, крупнейшие предприятия вот-вот прекратят работу, сотни тысяч человек могут остаться без света и тепла. «Лента.ру» разбиралась в том, почему власти не препятствуют боевикам.

Пощечина от Козака

В ходе вооруженного конфликта в Донбассе большинство прибыльных шахт оказалось на неподконтрольной Киеву территории. Уголь с них традиционно поставлялся на ТЭС по всей стране. Формально торговля Украины с ДНР и ЛНР запрещена еще в январе 2015 года, фактически Киев приобретает у республик 9 миллионов тонн угля в год при общем потреблении 24 миллиона тонн. Причем в ДНР и ЛНР добывается самый ценный сорт каменного угля — антрацит. Киевские чиновники признают, что углем республик отапливается треть Украины и альтернативы ему нет. Самопровозглашенным государственным образованиям также затруднительно отказаться от поставок на Украину. Например, ДНР продает Киеву до 70 процентов добываемого на своей территории угля.

Ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, регулярно гибнут военнослужащие противоборствующих армий, политики грозят врагу окончательным и бесповоротным разгромом. С другой стороны, республики и Киев торгуют друг с другом, получают прибыль. Широкий резонанс на Украине вызвала, например, видеозапись переговоров в одном из кафе Донецка с представителем ДНР министра энергетики страны Игоря Насалика.

В конце декабря минувшего года депутат Верховной Рады и бывший командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко объявил о начале торговой блокады Донбасса ветеранами боевых действий. Служивший в добровольческом батальоне «Айдар» Валентин Лихолет уточнил, что цель акции — прекращение поставок металла, угля, леса, табачных изделий и алкоголя. К активным действиям боевики перешли в конце января. Сначала ветераны АТО (антитеррористической операции — так в Киеве называют военный конфликт в Донбассе) и боевики-националисты из организации ОУН (запрещена в России) заблокировали движение по грузовой железнодорожной ветке Луганск — Лисичанск — Попасная около населенного пункта Золотое. Следом прервалось железнодорожное сообщение у узловой станции Светланово, где боевики вырезали около метра рельс. 11 февраля националисты перекрыли движение в районе станции Фенольная на отрезке Ясиноватая — Константиновка в Донецкой области.

По словам организаторов блокады, они не допустили пересечение линии соприкосновения более 50 тысяч товарных вагонов. Всего в блокаде принимает участие около 150 боевиков. Они обещают перекрыть все ветки, соединяющие Донбасс и Украину, а потом прервать электро- и водоснабжение неподконтрольных территорий. Сотрудники правоохранительных органов проявляют удивительное равнодушие к происходящему. Да, 6 февраля была предпринята попытка разгона протестующих, но закончилось все тем, что боевик Козак в камуфляже и с оселедцем дал пощечину руководителю Нацполиции Донецкой области Вячеславу Аброськину. За инцидентом наблюдал губернатор Донецкой области Павел Жебривский.

«Мы подходим к полному коллапсу»

В итоге то, что воспринималось как провокация маргиналов, превратилось в проблему общенационального масштаба. Миллионы граждан оказались фактически заложниками нескольких десятков буйных националистов. Страна уже не получила 240 тысяч тонн угля. В Службе безопасности Украины (СБУ) заявили, что прямой убыток составил 35 миллионов гривен (70 миллионов рублей). Косвенный убыток — около 10 миллионов гривен в день (20 миллионов рублей). Президент Украины Петр Порошенко сообщил, что страна от прекращения торговли с Донбассом потеряет 2 миллиарда долларов, что неизбежно скажется на курсе гривны.

Из-за нехватки сырья приостановил свою деятельность Алчевский металлургический комбинат (ЛНР). Глава МВД Украины Арсен Аваков предупредил, что на грани остановки металлургические заводы в Авдеевке, Кривом Роге и Мариуполе. «Мы подходим к полному энергетическому коллапсу в стране. Это грозит тем, что будут останавливаться целые отрасли промышленности. В том числе металлургия, в которой мы сегодня задействованы», — сказал гендиректор Мариупольского металлургического комбината Юрий Зинченко. Министр энергетики и угольной промышленности страны Игорь Насалик предрек Украине с конца марта веерные отключения электроэнергии. По его словам, запасов угля хватит только до конца зимы. Если не снять блокаду, к концу марта антрацитовый уголь будет полностью израсходован.

В украинской национальной энергетической компании «Укрэнерго» заявили, что запасы антрацитового угля на теплостанциях Украины составляют 843 тысячи тонн, а среднесуточное потребление — примерно 30 тысяч тонн. Врио главы корпорации Всеволод Ковальчук отметил, что в режиме ЧП потребление угля можно сократить до 20 тысяч тонн в сутки. Славянская ТЭС из-за блокады уже перешла на аварийный режим работы, в зоне риска Трипольская, Криворожская и Приднепровская ТЭС. 15 февраля кабинет министров Украины ввел чрезвычайные меры в энергетической системе страны. Отключения электричества в ближайшее время возможны в Харьковской, Днепропетровской, Киевской, Черниговской, Запорожской, Сумской, Черкасской областях. О графике отключений света украинцев обязаны уведомить местные администрации. Кроме веерных отключений, есть риск системной аварии, блэкаута — отключения электростанций друг от друга, перехода в режим автономной работы, распада целостной энергосистемы.

Но националистов это не смущает. Депутат Верховной Рады Владимир Парасюк пригрозил, что в случае веерных отключений электроэнергии ветераны АТО захватят украинские ТЭЦ. «Мы были на Краматорской ТЭЦ. Выясняли ситуацию относительно возможных отключений, если не будет поставок антрацита. Там сказали, что никаких отключений не будет, потому что основой основ в нашем государстве являются атомные электростанции», — подчеркнул парламентарий.

Оцепенение Майдана

Вариантов решения проблемы сейчас два. Во-первых, Киев может попытаться срочно заменить уголь Донбасса зарубежным. По словам министра энергетики Игоря Насалика, властями рассматривался вариант с импортом антрацита из ЮАР, однако продукция этой страны уже «законтрактована другими компаниями вплоть до апреля текущего года». «У меня есть информация о том, что сейчас ведутся переговоры о поставке миллиона тонн угля антрацитовой группы из США в Украину», — добавил он. Понятно, однако, что быстро доставить топливо из-за океана не удастся, а значит, веерных отключений не избежать.

Во-вторых, киевские власти могут прекратить блокаду силой. На первый взгляд, сделать это несложно — в акции участвует несколько десятков человек. Но депутат Верховной Рады Семен Семенченко предупредил, что «ветераны имеют опыт снайпинга, стрелковой подготовки, борьбы с диверсионно-разведывательными группами, минирования и разминирования в боевых условиях». Есть у них и определенная поддержка в украинских силовых структурах. Так, за акцию выступили военнослужащие 58-й бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Разгон ветеранов АТО негативно воспримет правый националистический электорат, а именно он служит единственной опорой действующей украинской власти. На ближайшие дни назначены протестные мероприятия в Киеве, приуроченные к победе Майдана в 2014 году. Организаторы уже призвали принести 20 февраля в центр украинской столицы огнестрельное оружие и назвали своим главным врагом президента страны Петра Порошенко. При разгоне блокады новый Майдан получит дополнительный мотив для дальнейшей радикализации.

Больше других из украинских олигархов от происходящего страдает Ринат Ахметов, чьи бизнес-структуры контролируют шахты на неподконтрольной Киеву территории. Известно, что батальоны украинских националистов долгое время финансировал другой олигарх Игорь Коломойский, с ним также связывают продвижение Семена Семенченко и Владимира Парасюка в украинской политике. Возможно, Коломойский посчитал, что сейчас подходящий момент для удара по конкуренту с помощью блокады. Еще одной версией бездействия власти может быть то, что блокада нужна как обоснование новых повышений тарифов ЖКХ, дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации. Кулуарные интриги и безнаказанность националистов неуклонно приближают страну к гуманитарной катастрофе.

< Назад в рубрику