В России наблюдается активизация грузовых перевозок: в начале года объемы трафика выросли более чем на 6 процентов. Эксперты прогнозируют сохранение положительной тенденции на протяжении всего года, но предупреждают о рисках ужесточения регулирования отрасли. «Лента.ру» разбиралась, кто в сложившихся условиях окажется в выигрыше.
В начале марта глава правительства России Дмитрий Медведев прогнозировал небольшой рост ВВП по итогам 2017 года. Позже американское агентство Bloomberg признало, что самая продолжительная за последние 20 лет рецессия в российской экономике закончилась. Позитивную динамику в конце марта подтвердил Росстат. Статистическое ведомство сообщило о небольшом росте внутреннего валового продукта в четвертом квартале прошлого года — на 0,3 процента (в целом за год ВВП снизился на 0,2 процента).
Один из показателей наметившегося положительного тренда — рост грузооборота. По данным Росстата, за первые два месяца 2017 года (статистики за март пока нет) этот показатель увеличился сразу на шесть с лишним процентов, до 884,8 миллиарда тонно-километров.
Впрочем, отрасль перевозок была одной из немногих, демонстрировавших устойчивый рост даже в кризис. По итогам прошлого года он составил 1,8 процента совокупно по всем видам транспорта. Транспортировка товаров и грузов в 2016-м по железной дороге увеличилась на 1,6 процента, автотранспортом — почти на один процент, авиатранспортом — более чем на 20 процентов. При этом, как отмечают отраслевые эксперты, именно автомобильные перевозки остаются основным каналом доставки так называемых товаров широкого потребления и сборных грузов (когда в одном транспортном средстве перевозятся грузы нескольких отправителей).
Грузооборот в 2017 году, по мнению экспертов, продолжит увеличиваться уже более внушительными темпами. По оценкам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, темпы роста могут достигнуть 15 процентов на фоне восстановления экономики, роста внутреннего спроса и общей востребованности грузоперевозок у бизнеса. Это происходит из-за того, что крупные компании стали вкладывать больше средств в обновление парка, технологии перевозки грузов и логистические решения, которые позволяют снизить издержки, пояснил он.
В конце марта дальнобойщики провели очередную всероссийскую стачку против внедрения системы «Платон», взимающей деньги за проезд по федеральным трассам с фур массой более 12 тонн. Акция прошла в Петербурге, Приморье, Татарстане и в других российских регионах. Аналогичные выступления проводились водителями фур и раньше.
«Платон» заработал в ноябре 2015-го в тестовом режиме, а с 15 апреля прошлого года регистрация в системе стала обязательной для всех большегрузных автомобилей. Собранные средства поступают в федеральный дорожный фонд, финансирующий в том числе региональные проекты по ремонту и строительству трасс.
В начале марта глава Росавтодора Роман Старовой говорил о том, что сборы в системе «Платон» в 2017 году могут вырасти на 47 процентов. «В этом году сумма сборов от системы "Платон" в дорожный фонд страны прогнозируется на уровне 34 миллиардов рублей», — отмечал он. Согласно данным компании-оператора системы взимания платы с грузовиков, в 2016 году «Платон» пополнил дорожный фонд на 18 миллиардов рублей.
На недавней встрече с Медведевым дальнобойщики жаловались на нечеткую систему оформления взаимозачета по транспортному налогу, от которого освободили зарегистрированные в системе «Платон» большегрузы, чехарду с категорийностью дорог и коррупцию на штрафстоянках.
При этом саму систему взимания платы с фур перевозчики оценили положительно — она позволяет отсеять «белых» перевозчиков от «теневых». «Она очень многие фундаментальные вещи показала», — отметил директор некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных участников рынка перевозок "Эверест"» Павел Осеев на встрече с премьер-министром. В первую очередь, по его мнению, благодаря системе стало понятно, какие компании хотят соблюдать закон, работать «в белую» и не платить взятки. Осеев также добавил, что настоящую проблему представляет «контингент, нарушающий здоровую конкурентную среду». Разногласия с кабинетом министров и Росавтодором у перевозчиков возникают в основном по поводу тарифа на перевозку, который с середины апреля 2017 года увеличится на четверть, до 1,91 рубля за километр вместо изначально планировавшихся 3,06 рубля (в настоящее время действует льготный тариф — 1,53 рубля).
В одной из крупнейших в России логистических фирм ГК «Деловые линии» считают, что «вопрос «Платона» нуждается в детальном обсуждении». «Представители компании входят в рабочую группу при Минтрансе. Там мы выражаем не только свою позицию, а консолидируем мнение перевозчиков и отстаиваем его», — сказал «Ленте.ру» представитель компании. Он добавил, что ощутимого влияния на операционные показатели «Деловых линий» недавняя забастовка дальнобойщиков не оказала. Однако она создала дополнительную нервозность на логистическом рынке: накануне некоторые клиенты просили подтвердить графики подачи машин и регламентированные сроки доставки. В ответ компания разослала гарантийные письма заказчикам, а в некоторых случаях, для соблюдения условий коммерческих договоров, обеспечила наличие дополнительных резервных машин.
По словам отраслевых экспертов, происходящие в сфере автомобильных перевозок изменения положительно сказываются на прозрачности работы логистических компаний. Но в то же время, ведут к неизбежному росту тарифов за перевозку грузов и ужесточению норм регулирования, соответствовать которым смогут только крупнейшие игроки с развитой инфраструктурой,
хорошей репутацией или международными стандартами, такие как «Деловые линии», «ПЭК», FM Logistic, «Ителла», DB Schenker, DHL и другие.
Перевозчики отмечают, что заказчики становятся более требовательны в части сервиса. Они хотят получать комплексную услугу в формате 3PL (Third party logistics) — от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров.
«Для клиента становится все более важным не просто перевезти груз из пункта А в пункт Б, он обращает пристальное внимание на сопутствующие ценности. Это уверенность в соблюдении сроков доставки, в оперативном разрешении любых возможных проблем, гарантии сохранности товара, быстрая реакция контакт-центра и менеджеров», — говорят в «Деловых линиях». В этом отношении логистика повторяет путь других отраслей, где различные услуги предоставляются единым пакетом.
Перспективным направлением для развития в логистической группе также считают сегмент температурных перевозок, емкость которого оценивают в 600-650 миллиардов рублей, а также сектор food retail (доставка продуктов). «Под запрос рынка “Деловые Линии” закупили десятки новых тягачей Mercedes-Benz и прицепов-рефрижераторов Schmitz. В планах группы компаний наращивать мощности в этом направлении», — рассказали в компании.
Павел Сигал из «Опоры России» отмечает, что перевозка грузов автомобильным транспортом на небольших расстояниях остается наиболее выгодной. «Автомобиль не тратит время на перевалку грузов и другие операции. Это особенно актуально для скоропортящихся продуктов. Если на железной дороге возникнет нештатная ситуация, например, ремонт путей, то срок может удлиниться в лучшем случае на несколько часов», — отмечает он.
Доцент МГИМО, член экспертно-консультационного совета при Росимуществе Алексей Михеев обращает внимание на то, что вектор изменений на рынке грузоперевозок связан, прежде всего, с ужесточением регуляторного контроля со стороны государства. В связи с этим обостряется конкуренция между логистическими компаниями, а «серые» перевозчики выдавливаются с рынка.
«Игрокам, придерживающимся прежних практик, то есть компаниям, которые ставят во главу угла маржинальность любой ценой в ущерб интересам потребителя, и потому нарушают режим труда и отдыха персонала, пренебрегают ремонтом автопарка, пытаются «спрятать» от государства НДС с помощью разного рода ухищрений, сейчас стало сложнее вести свою деятельность», — констатирует он. При этом крупным компаниям, соблюдающим законодательство и инвестирующим в развитие новых услуг, по его мнению, стало проще работать. Налицо тенденция в сторону консолидации рынка, в рамках которой мощные игроки, основывающие свой бизнес на принципах клиентоориентированности и постоянной модернизации бизнес-процессов, усиливают позиции, а работающие «по старинке» фирмы теряют клиентов, резюмировал эксперт.