Бизнес

Объехали кризис Автоперевозки грузов растут на фоне выхода экономики из рецессии

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

В России наблюдается активизация грузовых перевозок: в начале года объемы трафика выросли более чем на 6 процентов. Эксперты прогнозируют сохранение положительной тенденции на протяжении всего года, но предупреждают о рисках ужесточения регулирования отрасли. «Лента.ру» разбиралась, кто в сложившихся условиях окажется в выигрыше.

Против тренда

В начале марта глава правительства России Дмитрий Медведев прогнозировал небольшой рост ВВП по итогам 2017 года. Позже американское агентство Bloomberg признало, что самая продолжительная за последние 20 лет рецессия в российской экономике закончилась. Позитивную динамику в конце марта подтвердил Росстат. Статистическое ведомство сообщило о небольшом росте внутреннего валового продукта в четвертом квартале прошлого года — на 0,3 процента (в целом за год ВВП снизился на 0,2 процента).

Один из показателей наметившегося положительного тренда — рост грузооборота. По данным Росстата, за первые два месяца 2017 года (статистики за март пока нет) этот показатель увеличился сразу на шесть с лишним процентов, до 884,8 миллиарда тонно-километров.

Впрочем, отрасль перевозок была одной из немногих, демонстрировавших устойчивый рост даже в кризис. По итогам прошлого года он составил 1,8 процента совокупно по всем видам транспорта. Транспортировка товаров и грузов в 2016-м по железной дороге увеличилась на 1,6 процента, автотранспортом — почти на один процент, авиатранспортом — более чем на 20 процентов. При этом, как отмечают отраслевые эксперты, именно автомобильные перевозки остаются основным каналом доставки так называемых товаров широкого потребления и сборных грузов (когда в одном транспортном средстве перевозятся грузы нескольких отправителей).

Фото: Роман Яровицын / «Коммерсантъ»

Грузооборот в 2017 году, по мнению экспертов, продолжит увеличиваться уже более внушительными темпами. По оценкам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, темпы роста могут достигнуть 15 процентов на фоне восстановления экономики, роста внутреннего спроса и общей востребованности грузоперевозок у бизнеса. Это происходит из-за того, что крупные компании стали вкладывать больше средств в обновление парка, технологии перевозки грузов и логистические решения, которые позволяют снизить издержки, пояснил он.

«Платон» и дальнобойщики

В конце марта дальнобойщики провели очередную всероссийскую стачку против внедрения системы «Платон», взимающей деньги за проезд по федеральным трассам с фур массой более 12 тонн. Акция прошла в Петербурге, Приморье, Татарстане и в других российских регионах. Аналогичные выступления проводились водителями фур и раньше.

«Платон» заработал в ноябре 2015-го в тестовом режиме, а с 15 апреля прошлого года регистрация в системе стала обязательной для всех большегрузных автомобилей. Собранные средства поступают в федеральный дорожный фонд, финансирующий в том числе региональные проекты по ремонту и строительству трасс.

В начале марта глава Росавтодора Роман Старовой говорил о том, что сборы в системе «Платон» в 2017 году могут вырасти на 47 процентов. «В этом году сумма сборов от системы "Платон" в дорожный фонд страны прогнозируется на уровне 34 миллиардов рублей», — отмечал он. Согласно данным компании-оператора системы взимания платы с грузовиков, в 2016 году «Платон» пополнил дорожный фонд на 18 миллиардов рублей.

На недавней встрече с Медведевым дальнобойщики жаловались на нечеткую систему оформления взаимозачета по транспортному налогу, от которого освободили зарегистрированные в системе «Платон» большегрузы, чехарду с категорийностью дорог и коррупцию на штрафстоянках.

31 марта 2017. Забастовка дальнобойщиков против системы взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон".

31 марта 2017. Забастовка дальнобойщиков против системы взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон".. Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС

При этом саму систему взимания платы с фур перевозчики оценили положительно — она позволяет отсеять «белых» перевозчиков от «теневых». «Она очень многие фундаментальные вещи показала», — отметил директор некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных участников рынка перевозок "Эверест"» Павел Осеев на встрече с премьер-министром. В первую очередь, по его мнению, благодаря системе стало понятно, какие компании хотят соблюдать закон, работать «в белую» и не платить взятки. Осеев также добавил, что настоящую проблему представляет «контингент, нарушающий здоровую конкурентную среду». Разногласия с кабинетом министров и Росавтодором у перевозчиков возникают в основном по поводу тарифа на перевозку, который с середины апреля 2017 года увеличится на четверть, до 1,91 рубля за километр вместо изначально планировавшихся 3,06 рубля (в настоящее время действует льготный тариф — 1,53 рубля).

В одной из крупнейших в России логистических фирм ГК «Деловые линии» считают, что «вопрос «Платона» нуждается в детальном обсуждении». «Представители компании входят в рабочую группу при Минтрансе. Там мы выражаем не только свою позицию, а консолидируем мнение перевозчиков и отстаиваем его», — сказал «Ленте.ру» представитель компании. Он добавил, что ощутимого влияния на операционные показатели «Деловых линий» недавняя забастовка дальнобойщиков не оказала. Однако она создала дополнительную нервозность на логистическом рынке: накануне некоторые клиенты просили подтвердить графики подачи машин и регламентированные сроки доставки. В ответ компания разослала гарантийные письма заказчикам, а в некоторых случаях, для соблюдения условий коммерческих договоров, обеспечила наличие дополнительных резервных машин.

По словам отраслевых экспертов, происходящие в сфере автомобильных перевозок изменения положительно сказываются на прозрачности работы логистических компаний. Но в то же время, ведут к неизбежному росту тарифов за перевозку грузов и ужесточению норм регулирования, соответствовать которым смогут только крупнейшие игроки с развитой инфраструктурой,
хорошей репутацией или международными стандартами, такие как «Деловые линии», «ПЭК», FM Logistic, «Ителла», DB Schenker, DHL и другие.

Естественный отбор

Перевозчики отмечают, что заказчики становятся более требовательны в части сервиса. Они хотят получать комплексную услугу в формате 3PL (Third party logistics) — от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров.

«Для клиента становится все более важным не просто перевезти груз из пункта А в пункт Б, он обращает пристальное внимание на сопутствующие ценности. Это уверенность в соблюдении сроков доставки, в оперативном разрешении любых возможных проблем, гарантии сохранности товара, быстрая реакция контакт-центра и менеджеров», — говорят в «Деловых линиях». В этом отношении логистика повторяет путь других отраслей, где различные услуги предоставляются единым пакетом.

Перспективным направлением для развития в логистической группе также считают сегмент температурных перевозок, емкость которого оценивают в 600-650 миллиардов рублей, а также сектор food retail (доставка продуктов). «Под запрос рынка “Деловые Линии” закупили десятки новых тягачей Mercedes-Benz и прицепов-рефрижераторов Schmitz. В планах группы компаний наращивать мощности в этом направлении», — рассказали в компании.

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Павел Сигал из «Опоры России» отмечает, что перевозка грузов автомобильным транспортом на небольших расстояниях остается наиболее выгодной. «Автомобиль не тратит время на перевалку грузов и другие операции. Это особенно актуально для скоропортящихся продуктов. Если на железной дороге возникнет нештатная ситуация, например, ремонт путей, то срок может удлиниться в лучшем случае на несколько часов», — отмечает он.

Доцент МГИМО, член экспертно-консультационного совета при Росимуществе Алексей Михеев обращает внимание на то, что вектор изменений на рынке грузоперевозок связан, прежде всего, с ужесточением регуляторного контроля со стороны государства. В связи с этим обостряется конкуренция между логистическими компаниями, а «серые» перевозчики выдавливаются с рынка.

«Игрокам, придерживающимся прежних практик, то есть компаниям, которые ставят во главу угла маржинальность любой ценой в ущерб интересам потребителя, и потому нарушают режим труда и отдыха персонала, пренебрегают ремонтом автопарка, пытаются «спрятать» от государства НДС с помощью разного рода ухищрений, сейчас стало сложнее вести свою деятельность», — констатирует он. При этом крупным компаниям, соблюдающим законодательство и инвестирующим в развитие новых услуг, по его мнению, стало проще работать. Налицо тенденция в сторону консолидации рынка, в рамках которой мощные игроки, основывающие свой бизнес на принципах клиентоориентированности и постоянной модернизации бизнес-процессов, усиливают позиции, а работающие «по старинке» фирмы теряют клиентов, резюмировал эксперт.