«Лента.ру» продолжает освещать состояние российского кино — от производства фильмов и их проката до системы господдержки и политического контроля. Еще один важнейший сегмент индустрии — это сфера кинопоказа, ведущим игроком на рынке которого в последние два года стала объединенная киносеть «Кино Окко». О том, насколько успешным получилось слияние компаний «Формула Кино» и «Синема Парк» и как выглядят основные тренды кинотеатрального бизнеса, рассказали генеральный директор объединенной киносети Алексей Васясин и такие эксперты рынка, как глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин и директор IMAX по маркетингу в России и СНГ Ольга Пильникова.
Алексей Васясин
Генеральный директор объединенной киносети «Кино Окко»
«Лента.ру»: Как вы оцениваете 2019 год для кинотеатрального рынка?
Алексей Васясин: Главный итог — то, что рынок оправился от стресса, который он пережил годом ранее, и вышел на устойчивый рост. При этом мы растем быстрее, чем отрасль в целом, — посещаемость кинотеатров объединенной сети «Кино Окко» увеличилась на 13 процентов, в то время как рынок вырос на 10 процентов. Особенно удачно ситуация развивается в последние месяцы — на конец ноября наша доля рынка в бокс-офисе составила 20,3 процента, по зрителям — 18 процентов. Это значит, что мы вернулись на докризисные позиции.
За счет чего растет рынок и за счет чего вы его опережаете?
С одной стороны, 2019 год был точно лучше с точки зрения выходивших фильмов. Сначала финальный эпизод «Мстителей» установил абсолютный рекорд по кассовым сборам в российском прокате, а во втором полугодии «Король Лев» обновил этот рекорд. А были еще «Малефисента», «Джокер», «Как приручить дракона 3», каждый из которых собрал намного больше 1,5 миллиарда рублей.
Второй момент — за одиннадцать месяцев этого года не было таких мощных факторов, которые подрубили показатели всех участников рынка в 2018-м. Напомню, что тогда посещаемость резко упала после трагедии в «Зимней вишне», а затем внимание зрителей больше чем на месяц отвлек чемпионат мира по футболу. Да и список новых релизов был не очень богат на действительно мощные блокбастеры.
Если говорить о нас, то мы работаем в нескольких направлениях. Стараемся показывать разнообразный контент, расширяем и внедряем новые крутые технологии. То есть делаем так, чтобы ходить в наше кино было интереснее и удобнее.
Как это отражается на финансовых показателях? Насколько события прошлого года снизили маржинальность кинотеатрального бизнеса? Участники рынка говорят, что чуть ли не в два раза.
У нас такого снижения точно не было. На падающем рынке маржа уменьшалась, но нам удалось переломить ситуацию. В 2019-м маржинальность растет, сейчас она максимально близка к показателям, которые были на момент покупки нами киносетей. Год мы заканчиваем с хорошей прибылью.
Продолжая разговор о финансах, нельзя не спросить про кредиты, на которые покупались киносети. Сейчас эти кредиты находятся в банке «Траст». Что с ними происходит?
Мы выполняем все обязательства по кредиту — как в части процентов, так и в части тела долга — в полном соответствии с условиями договора. Конечно, мы не раскрываем сведения о размере и других параметрах кредита, это коммерческая тайна.
Фото: kinoteatr.ru
Как обстоят дела с кинопрокатчиками, которые в 2018-м жаловались на задержки со стороны ряда киносетей?
Мы все вопросы с кинопрокатчиками всегда решаем в рабочем порядке.
Еще один момент, который в свое время вызвал разногласия с прокатчиками, — наценка на билеты в «Рамблер/Кассе».
Введение наценки было попыткой частично компенсировать затраты, связанные с развитием сервиса по дистанционной продаже билетов. Это очень крупные инвестиции, от которых в итоге выигрывают все — и зрители, которые могут заранее купить билеты, и мейджоры. Но мы довольно быстро свернули этот эксперимент — как раз потому, что не смогли достигнуть договоренности с прокатчиками о том, в какой пропорции делить доходы.
Что себя чувствует лучше — показ кино или продажи попкорна в кинотеатре?
В разных сетях — по-разному. Мне приходилось слышать мнение, что из-за того, что происходит с ситуацией в экономике, люди сокращают траты в кинобарах. У нас это не так — средний чек в кинобаре вырос. И это не связано с повышением цен. Напротив, мы придумываем варианты, как сделать еду и напитки дешевле, а процесс покупки — удобнее. Например, комбо — когда попкорн и кола вместе продаются со скидкой. Или появился новый сервис, который позволяет зрителям вместе с покупкой билетов в кино дистанционно на сайте и в мобильном приложении купить также и продукцию бара. Ну и, конечно, вводим новые продукты, чтобы каждый мог найти еду себе по вкусу — и так, чтобы ее было удобно есть в зале.
В 2018 году вы не открывали новые кинотеатры, а в этом году запустили сразу два, в том числе единственный IMAX в Сочи. Какие дальнейшие планы по расширению?
Напомню, что в 2017 году мы объединили две лидирующие киносети России в одну. Сейчас у нас 77 кинотеатров и около 650 залов — то есть мы управляем каждым 7 залом в стране. И мы поняли, что правильнее сосредоточиться не на открытии новых объектов, а на повышении эффективности уже работающих. Это касается и персонала, и условий по поставщикам товаров и сервисов, и бренда, и многого другого. На длинном временном отрезке это даст нам больший эффект, чем открытие одного или двух новых кинотеатров.
Но при этом конкуренты нарастили свои доли рынка, а вы — нет.
Это было в 2018 году. В 2019 году мы, наоборот, увеличили свою долю рынка — в последнюю неделю ноября мы вышли на цифру 18,6 процента по бокс-офису. В течение ближайших трех-пяти лет планируем увеличить ее до 23-25 процентов. Для этого хотим в том числе расширить сеть.
Фото: kinoteatr.ru
Планируете открывать новые кинотеатры или покупать действующие?
Мы используем оба варианта — и открываем собственные кинотеатры, и покупаем уже работающие: как независимые, так и сетевые. Например, в этом году мы купили кинотеатр сети «Люксор» в ТРЦ «МореМолл» в Сочи с единственным в регионе залом IMAX. Запустили кинотеатр в ТРК «Арена» в Воронеже. Заявили об открытии кинотеатра в строящемся многофункциональном комплексе «Щелковский» в Москве. Проблема заключается в том, что сейчас строится не так много новых торговых центров, соответствующих нашим требованиям. Кроме того, открытие кинотеатра в новом ТРЦ всегда связано с риском, что торговый центр не сможет привлечь свою аудиторию. На таком рынке невозможно расти так быстро, как мы хотим, только открывая новые кинотеатры. Значит, покупки неизбежны.
У вас есть варианты для покупки?
Нам очень часто делают такие предложения. Сейчас также ведем переговоры, но пока не готов озвучивать конкретные названия
А если говорить про технологии?
Мы работаем в индустрии медиа и развлечений и должны постоянно удивлять зрителей. В этом году мы договорились первыми в России открыть залы в новых форматах ScreenX и Dolby Cinema. Screen X — это панорамный зал с углом обзора в 270 градусов. Для этого в качестве продолжения основного экрана будут использоваться два дополнительных на боковых стенах кинозала. Dolby Cinema объединяет разные инновационные наработки компании Dolby: технологию изображения Dolby Vision, систему студийного звука Dolby Atmos и уникальную геометрию зала, при которой каждое место является «лучшим в зале».
Сейчас крупные киностудии снимают свои картины в том числе под эти технологии, поэтому все самые громкие релизы в будущем году можно будет оценить в этих залах.
Зритель готов идти в кино, чтобы смотреть непривычный для него контент? Он пользуется спросом?
Зритель меняется, и мы постоянно увеличиваем объем контента, который еще пару лет я бы назвал нестандартным. А сейчас на большом экране заходят совершенно разные вещи — в наших кинотеатрах успехом пользовались и мировая премьера рекламных роликов с фестиваля «Каннские Львы», и прямые трансляции UFC, и музыкальные концерты, и лучшие мировые театральные постановки. Поэтому мы планируем идти дальше и экспериментировать. Договариваемся о трансляции спортивного контента и киберспортивных соревнований международного уровня. Если говорить коротко, то наша задача —сделать кинотеатры сети точкой притяжения зрителей, которые хотят смотреть контент с лучшим качеством изображения на большом экране вне зависимости от их вкуса, интересов, предпочтений.
Олег Березин
Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров
Границы кинотеатрального рынка сегодня размыты — есть дотации Фонда кино, который занимается кинофикацией малых городов, но при этом число кинотеатров растет, а их посещаемость — нет. Кассовые сборы немного выросли, посещаемость немного снизилась, наблюдается такое явление, как блокбастеризация — в этом году всего 10 фильмов собрали 37 процентов общего бокс-офиса. Успех объединенной киносети «Кино Окко» обусловлен, в частности, качественным ребрендингом, рекламой, появлением сервиса и бренда ОККО, новыми форматами. Собственный продакшн Okko Studios — еще одно важное преимущество на кинотеатральном рынке.
В Великобритании шесть компаний владеют 66-67 процентами рынка, в США три компании занимают половину рынка. Резонно предположить, что к 2025 году доля «Кино Окко» как лидера рынка в России составит его весомую часть, и 23-25 процентов не выглядят, как нечто фантастическое.
Ольга Пильникова
Директор IMAX по маркетингу в России и СНГ
Подводя итоги 2019-го, мы с уверенностью можем сказать, что довольны теми результатами, которых нам удалось достичь с Объединенной киносетью «Кино Окко» в этом году. Например, в ноябре мы совместно закончили модернизацию кинотеатра IMAX в Сочи, ранее входившего в первую десятку по посещаемости в стране. Помимо прочего, Объединенная киносеть очень поддержала нас в экспериментальном формате по выпуску нишевого контента. Так, совместными усилиями мы провели российские премьеры музыкальных фильмов ANIMA Тома Йорка и JESUS IS KING Канье Уэста. Судя по нашим ощущениям, российский зритель готов воспринимать контент подобного рода.
И один из самых важных показателей успешного сотрудничества — это кассовые сборы. Особенно наглядно демонстрируют популярность формата IMAX среди зрителей «Кино Окко» данные по предпродажам на такие картины, как финальный фильм франшизы «Мстители», вышедший в этом году. Еще до премьеры в кинотеатрах «Кино ОККО» было продано более 63 тысяч билетов на этот фильм в формате IMAX. Такого спроса на картины в IMAX мы не фиксировали ни разу за 16 лет работы корпорации в России.