Коронавирус вместе с обесцениваем нефти и ослабевшим рублем неизбежно повлиял на российскую экономику. Власти признают, что из-за COVID-19 некоторые госпрограммы не будут реализованы, а свободные средства нужно будет грамотно распределить. В частности, из-за эпидемии правительство может пересмотреть сроки реализации программы «Цифровизация экономики». Однако, несмотря ни на что, именно в цифровизации видят один из ключевых драйверов роста. Лекарства для экономики — в материале «Ленты.ру».
Коронавирус, дешевая нефть и слабый рубль испытывают российскую экономику на прочность. Пандемия замедлила деловую активность практически до нуля. Обстановка постоянно меняется, и сделать точный прогноз пока нельзя, но предварительно потери экономики оцениваются в триллионы рублей. По подсчетам аналитиков международной страховой компании Euler Hermes, потери мировой экономики от рецессии могут достигнуть 9 триллионов долларов. ВВП России, прогнозируют эксперты, снизится в текущем году на 2,5 процента от уровня 2019 года. В Счетной палате считают, что по итогам текущего года падение ВВП России составит около 5 процентов. Число безработных в стране может вырасти с 2,5 до 8 миллионов человек.
Более пессимистичные прогнозы делают аналитики Bloomberg. Они считают, что экономика России по итогам второго квартала 2020 года испытает рекордный обвал. Агентство предсказывает, что падение ВВП страны в апреле-июне составит 16 процентов — худший квартальный показатель с начала 1990-х.
Российские власти уверены, что страна сможет справиться с трудностями. «У России есть все ресурсы для того, чтобы восстановление из текущего экономического кризиса было максимально быстрым», — считает помощник президента Максим Орешкин. Признаки восстановления экономики видны уже сейчас: экономическая активность выросла примерно на пять процентов, до 71-72 процентов от докризисного уровня. Зафиксирован рост потребления электроэнергии и рост перевозок по всем видам транспорта.
Для восстановления экономики власти разработали трехуровневую программу, план рассчитан до 2021 года. До третьего квартала текущего года будет действовать «стадия адаптации»: главная цель — стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях и не допустить распространения рецессии на другие секторы. Второй этап — «стадия восстановления» — должен продлиться до середины 2021 года: за это время экономика должна выйти на траекторию роста. На заключительный этап — «активный рост» — власти отводят вторую половину будущего года. Предполагается, что к этому времени все экономические ограничения, введенные из-за пандемии, будут сняты. Сейчас уже действуют два пакета помощи на сумму более двух триллионов рублей.
Программу одобрил Кремль, она обойдется в пять триллионов рублей, главная цель — поддержка граждан и наиболее пострадавших компаний. Чтобы достать дополнительные средства, власти не исключают пересмотра долгосрочных проектов, развитие которых должно было обеспечивать экономический рост в ближайшие годы. Необходимость перераспределить расходы подтверждают в Кремле.
Президент России Владимир Путин не уточняет, о чем именно идет речь, но, вероятно, это касается национальных проектов. Сейчас точно известно только одно: крупных строек это не коснется. «Мы продолжим реализацию масштабных инфраструктурных проектов, таких как расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автомобильных дорог на Юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью», — обещает президент. А вот другие долгоиграющие планы оказываются под вопросом.
Наиболее сильно влияние вируса отражается на нацпрограмме «Цифровая экономика». Уже сейчас в ней нарушены сроки крупнейших проектов, среди которых — развитие сетей связи 5G, создание государственной единой облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов и другие мероприятия, на которых основано достижение результатов по плану.
В первом квартале 2020-го из 231 запланированного проекта в полной мере реализовались только шесть, еще 150 — отклоняются от сроков с разной степенью отставания, а 66 — признаны невыполненными, что составляет почти треть от общего количества. По оставшимся еще не получены актуальные данные. Учитывая ситуацию, в Аналитическом центре при правительстве раздумывают о переносе сроков исполнения ряда программ.
Скорее всего нацпроект ждет сокращение финансирования. Из проекта «Информационная безопасность» собираются исключить мероприятия, предусматривавшие господдержку в размере 1,6 миллиарда рублей. Кроме того, реализация мероприятий по развитию искусственного интеллекта (ИИ) в России может быть перенесена по причине того, что пандемия коронавируса может негативно сказаться на результатах программы. На развитие ИИ предлагалось выделить 125 миллиардов рублей до 2024 года, но расходы скорее всего придется пересмотреть.
Однако, несмотря на отставание по множеству пунктов, в целом исполнение нацпрограммы считается удовлетворительным. Руководитель Аналитического центра при правительстве (АЦ) Константин Калинин надеется, что к 1 июля исполнители смогут наверстать некоторые задачи, которые не успели выполнить в прошлом году.
Власти смотрят в будущее с позитивом. Владимир Путин уверен, что высокие технологии могут стать стимулом для будущего развития. «Если мы хотим сохранить цивилизацию, мы, конечно, должны делать упор именно на высокие технологии и на будущее развитие», — считает президент.
Несмотря на все негативные последствия пандемии, она значительно ускорила процессы цифровизации и автоматизации бизнеса. Оперативно перестроиться под новые реалии смогли и органы госуправления: совещания сейчас проводятся в онлайн-формате, а чиновники без особых проблем перешли на удаленную работу.
Число противников новых технологий в стране значительно снизилось, заключает бывший премьер-министр страны Дмитрий Медведев. «Если у цифровой экономики и цифровых средств общения и были враги, то их количество за последнее время сильно поубавилось. Если бы не цифровые технологии, извините, мы с вами сейчас друг друга бы не увидели. И как бы мы общались в таких условиях — это очень большой вопрос», — считает он. Медведев уточняет, что обычно во время кризисов власти в первую очередь пытаются урезать расходы на цифровую экономику и различные инновационные проекты. Однако, по его словам, к нынешнему кризису это не относится.
Развитие цифровой экономики в стране — одна из задач, поставленных в рамках программы реализации национальных проектов. В частности, до 2024 года крупные города России должны быть покрыты сетью 5G, а все граждане — обеспечены свободным доступом в интернет. В целом именно в цифровизации видят один из главных драйверов роста. В перспективы развития цифровой экономики в стране верит и глава «Роснано» Анатолий Чубайс. «Происходит, знаете, такое "принуждение к цифре". Нас жизнь подтолкнула к этому жесткой рукой, но мы так или иначе переживем все эти страсти с коронавирусом», — полагает он и называет это одним из плюсов эпидемии.
Ситуация постоянно меняется, и долгосрочных прогнозов по росту цифровизации пока никто не делает. Но уже ясно, что пандемия станет толчком для развития самых разных направлений: от социального контроля до применения искусственного интеллекта и математического прогнозирования в медицине.
Пандемия ставит под сомнение исполнение национальных проектов. Сроки могут сорваться из-за того, что миллиарды рублей, отложенные на их реализацию, необходимо направить на другие цели — борьбу с последствиями коронавируса. Однако ситуация уже начинает исправляться: число зараженных пусть и медленно, но снижается, а в стране подготовлен план по восстановлению экономики. Опасность вируса еще остается реальной, но это не повод отказываться от планов. Введенные из-за вируса ограничения начнут постепенно снимать, и тогда появится возможность наверстать упущенное.