Россия

Face Pay спускается в подземку. Как будет работать система распознавания лиц для оплаты в Московском метрополитене

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Система оплаты с помощью распознавания лица Face Pay заработала на всех станциях столичной подземки уже 15 октября. На базе российских разработок функционирует амбициозный проект Московского метрополитена. Масштабное внедрение Face Pay, которая позволяет оплачивать проезд с помощью технологий по распознаванию лица, поможет пассажирам экономить время, не беспокоиться о забытых дома картах или кошельке и проходить через турникеты с помощью биометрических данных. Этот способ оплаты проезда не станет обязательным – все остальные варианты оплаты никуда не денутся.

Как подключить Face Pay

То, что казалось делом будущего, с 15 октября может опробовать на себе любой пассажир столичного метро. Впрочем, для пользования сервисом нужно как минимум за несколько часов до поездки позаботиться о загрузке своих данных в мобильном приложении. Нужно привязать в приложении «Метро Москвы» свою банковскую карту, с которой будут списываться средства за проезд, «Тройку», а также сделать фотографию своего лица для регистрации в сервисе". Перед турникетом, на полу у которого можно заметить черный стикер с информацией о Face Pay, вам нужно будет посмотреть в камеру. При этом хотя бы 40% лица должны быть открытыми, чтобы система могла провести аутентификацию. Деньги спишутся с указанной в приложении банковской карты автоматически.

Face Pay уже прошла период тестирования в метро Москвы. По данным столичных властей, желающих попробовать на себе систему оплаты «лицом» оказалось больше, чем ожидалось. «Мы думали, кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счет — это же с ума сойти. 15 тысяч за несколько недель записались», — удивлялся мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя эксперимент метрополитена по тестированию Face Pay.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Face Pay безопасно и удобно

Масштабное внедрение новых технологий в столичном метрополитене началось в 2020 году с системы распознавания лиц, которая была запущена для повышения безопасности пассажиров. На ее основе надстраивалась Face Pay, тестирование которой стартовало на Филевской линии при участии тысячи записавшихся на эксперимент граждан. Параллельно метрополитен перевел более 65 тысяч своих сотрудников и 20 тысяч человек из подрядных организаций на биометрию для прохода на станции.

В метрополитене уверяют, что представленная система надежна, а персональные данные пассажиров защищены. «Сдавать биометрию для Face Pay не опаснее, чем, например, привязать банковскую карту в любом приложении для оплаты покупок. Мы используем сертифицированные средства для защиты всех данных пользователей», — сообщила начальник Службы платежных сервисов мосметро Жанна Ермолина. По ее словам, во время регистрации в сервисе фотография лица пассажира автоматически без участия человека переводится в зашифрованный биометрический ключ, который невозможно раскодировать обратно.

Эксперты также не склонны видеть в технологиях по сканированию лиц пассажиров с помощью камер турникетов угрозу для персональных данных граждан. «Люди давно аутентифицируют себя и пальцами, и радужкой глаза. Психологическая проблема при использовании Face Pay может быть связана с тем, что в данном случае и люди, и машины идентифицируют человека одним и тем же способом — через лицо. Однако архитектурно это можно реализовать таким образом, чтобы избежать дополнительных рисков в области безопасности. В правильно реализованной системе на обработку нейронным сетям, которые определяют лица, дается набор данных, которые сами по себе не несут угроз персональной информации граждан», — отмечает Николай Легкодимов, руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ.

Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков также полагает, что технологий для оплаты проезда с помощью распознавания лиц можно не опасаться: в их распространении не стоит искать скрытые мотивы. «У россиян есть фобии, что власти за нами следят. Однако уже давно есть другие способы отследить передвижение человека по городу. В случае Face Pay в метро речь все-таки идет о повышении качества обслуживания в сфере пассажирских перевозок», — полагает эксперт. По его мнению, данная система функционально удобна. Ее запуск в период пандемии особенно оправдан: пассажиру не нужно лишний раз прикасаться к поверхностям метро, делать лишние движения с картами или телефоном, достаточно взглянуть в камеру. При этом Д.Кусков напомнил, что все существующие способы оплаты проезда останутся для тех граждан, кто не хочет использовать систему Face Pay по каким-либо причинам. Внедрение системы оплаты проезда Face Pay в столичной подземке он связал с ориентированием московского метрополитена на инновационность.

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Действительно, данный способ оплаты проезда если и потеснит другие, то в будущем. Пока в каждом вестибюле метро будет как минимум один турникет для прохода по биометрии. Прогнозы метрополитена предполагают, что 10-15 процентов пассажиров перейдут на бесконтактный способ оплаты в ближайшие несколько лет.

Риски с точки зрения функциональности самой системы и ее бесперебойной работы в пиковые часы, которые выглядят куда более реальными, предстоит проверить опытным путем. «Когда вы на входе в метро проводите картой, прикладываете смартфон и т.д., турникет мгновенно понимает, есть ли деньги на счете, и принимает решение открыть или не открыть проход. Системы распознавания лиц тоже работают достаточно быстро, но им все же требуются сотые и десятые доли секунды», — отмечает Н.Легкодимов. Если 100-процентной точности распознавания лиц не будет, а ее, по словам эксперта, не бывает практически никогда, то эти десятые доли секунды могут создать проблемы с пользовательской точки зрения. В часы пик достаточно каждому сотому пассажиру задержаться, отойти назад, вновь подойти к турникету, чтобы ухудшился пользовательский опыт и образовалось запруживание турникетных секций. «На мой взгляд, это основное узкое место внедряемой системы, над которым должны работать инженеры», — отметил Н.Легкодимов.

В Дептрансе заверяют, что по мере роста спроса на новый сервис, количество турникетов для оплаты проезда по Face Pay будут увеличивать. Также в ведомстве ожидают обратную связь от пассажиров о любых проблемах и предложениях по работе нового сервиса: можно звонить по номеру 3210 или писать чат-боту метро Александре в Telegram.